Меню

Бюджетный учет материальных запасов в бюджетном учреждении. Учет поступления материальных запасов Списание 105 счета в бюджете

Начало деятельности

Учет материалов в бюджетных учреждениях (БУ) отличается от учета в коммерческих организациях. В этой статье вы найдете информацию об особенностях отражения транзакций с материалами в БУ.

Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105

Бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н. Однако также все государственные организации следуют главному НПА, которым является приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанные законодательные акты утверждают частный и общий планы счетов и инструкции, разъясняющие их использование. Вся изложенная в статье информация и описываемый порядок списания материальных запасов в бюджетных учреждениях базируются на положениях этих НПА.

В состав материальных запасов входят предметы, которые используются не более года, готовая продукция, товары, а также другие специфические активы, перечисленные в п. 99 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н). Для их учета предусмотрен синтетический счет 010500000 «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18-26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22-26.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).

Номер разряда счета

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример, счет 110532340 «Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»

1 — за счет средств бюджета

105 — материальные запасы

3 — иное движимое имущество

2 — продукты питания

340 — увеличение стоимости

Нюансы отражения операций с готовой продукцией и товарами в данной статье не рассматриваются.

Учет поступления материалов

Материалы приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит:

  • стоимость, уплачиваемая поставщику;
  • суммы за сопутствующие услуги;
  • таможенные пошлины;
  • другие расходы, связанные с покупкой материалов.

Для отражения поступлений выделены отдельные аналитические счета «Материальные запасы», в разрядах 24-26 которых используется код 340 для каждого вида материалов: 010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340 (см. приказ № 174н).

БУ может закупать материалы самостоятельно или через головное учреждение (при недостаточности полномочий). Основные проводки по поступлению материалов смотрите в таблице ниже, другие транзакции можно найти в п. 34 Инструкции к плану счетов (приказ № 174н).

Проводка

Описание проводки

Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 020834660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»

Покупка материалов

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Передача материалов от вышестоящего учреждения

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010624340, 010634340)

Самостоятельное производство материалов, покупка по ряду договоров (стоимость материалов, транспортные затраты, консультационные услуги и т. д.)

Как списать материальные запасы в бюджетном учреждении: порядок списания

Списание стоимости материальных запасов может происходить 2 способами:

  • по фактической стоимости отдельного предмета;
  • средней фактической стоимости.

Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года. Опишем на примере, как списать материальные запасы в бюджетном учреждении.

Пример

На складе школы находится 5 метров рулонного ватмана по цене 150 руб. за метр, 7 метров ватмана по цене 177 руб. за метр. Дополнительно в начале месяца было закуплено еще 10 метров ватмана по цене 168 руб. за метр. За месяц использовано 15 метров ватмана. Определим среднюю фактическую стоимость 1 использованного метра ватмана и общую сумму затрат.

Средняя фактическая стоимость 1 метра равна:

(5 × 150 + 7 × 177 + 10 × 168) / (5 + 7 + 10) = 166,8 руб.

Общая сумма затрат на использованный ватман равна:

166,8 × 15 = 2 502 руб.

Для отражения транзакций выбытия также используются отдельные счета аналитического учета счета «Материальные запасы», заканчивающиеся на 440 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих материалов.

Проводка

Описание проводки

Дт 040120272 «Расходование материальных запасов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960272, 010970272, 010980272, 010990272)

Использование материалов в текущей деятельности или при производстве

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Продажа материалов (кроме готовой продукции и товаров), а также списание из-за непригодности, при недостаче

Дт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Передача материалов от головного учреждения подведомственному

О том, как ведется учет материалов в коммерческих организациях, читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов» .

Итоги

Ведение бухгалтерского учета в БУ строго регламентировано нормативными актами. Каждое движение материалов должно быть оформлено первичными документами и отражено в учете бухгалтерскими проводками, использующими свои особые (бюджетные) счета бухучета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Бюджетный учет материальных запасов в бюджетном учреждении

В статье будет рассмотрен порядок бюджетного учета материальных запасов бюджетными учреждениями, не являющимися получателями субсидий в рамках выполнения государственного (муниципального) задания в 2011 г.

Общие положения

Порядок бюджетного учета материальных запасов регулируется Приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н) и от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н).

Напомним, что Инструкция N 157н содержит общие положения по ведению бухгалтерского учета бюджетными, казенными и автономными учреждениями, в том числе учета материальных запасов. В развитие указанного нормативного акта разработана Инструкция N 162н, предназначенная для применения:

Органами государственной власти (государственными органами);

Органами местного самоуправления;

Органами управления государственными и территориальными внебюджетными фондами;

Государственными (муниципальными) казенными учреждениями;

Государственными академиями наук;

Иными юридическими лицами, согласно законодательству РФ осуществляющими бюджетные полномочия получателей бюджетных средств;

Бюджетными учреждениями до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Объект учета

К товарно-материальных ценностей и материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности бюджетного учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, готовая продукция, товары для продажи. С 01.01.2011 к материальным запасам относятся следующие материальные ценности независимо от их стоимости и срока службы (п. 99 Инструкции N 157н):

Лесные дороги, подлежащие рекультивации;

Постельное белье и постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, спальные мешки и т.п.) и иной мягкий инвентарь;

Готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы и т.п.);

Оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включаются и контрольно-измерительная аппаратура или иные приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ;

Инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;

Драгоценные и другие металлы для протезирования;

Спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение;

Материальные ценности специального назначения.

В соответствии с п. 21 Инструкции N 162н для учета операций с материальными запасами применяются следующие группировочные счета:

0 105 30 000 "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения";

0 105 40 000 "Материальные запасы - предметы лизинга".

Учет операций с материальными запасами ведется на следующих счетах:

Наименование счета

Объект учета

"Медикаменты и

перевязочные средства -

иное движимое имущество

учреждения"

Медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные

препараты, сыворотки, вакцины, кровь,

перевязочные средства и т.д.

0 105 32 000 "Продукты

питания - иное движимое

имущество учреждения"

Продукты питания, продовольственные пайки,

молочные смеси, лечебно-профилактическое питание

"Горюче-смазочные

материалы - иное

движимое имущество

учреждения"

Все виды топлива, горючих и смазочных материалов:

дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут,

автол и т.д.

"Строительные материалы

Иное движимое

имущество учреждения"

Все виды строительных материалов:

Силикатные материалы (цемент, песок, гравий,

известь, камень, кирпич, черепица), лесные

материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и

т.п.), строительный металл (железо, жесть, сталь,

цинк листовой и т.п.), металлоизделия (гвозди,

гайки, болты, скобяные изделия и т.п.),

санитарно- технические материалы (краны, муфты,

тройники и т.п.), электротехнические материалы

(кабели, лампы, патроны, ролики, шнуры, провода,

предохранители, изоляторы и т.п.), химико-

москательные (краска, олифа, толь и т.п.)

и другие аналогичные материалы;

Готовые к установке строительные конструкции

и детали (металлические, железобетонные и

деревянные конструкции, блоки и сборные части

зданий и сооружений, сборные элементы);

оборудование для отопительной, вентиляционной,

санитарно-технической и иных систем (отопительные

котлы, радиаторы и т.п.);

Оборудование, требующее монтажа и

предназначенное для установки. К оборудованию,

требующему монтажа, относится оборудование,

которое может быть введено в действие только

после сборки его частей и прикрепления

к фундаменту или опорам зданий и сооружений,

а также комплекты запасных частей такого

оборудования. В состав оборудования включаются

и контрольно-измерительная аппаратура или другие

приборы, предназначенные для монтажа в составе

установленного оборудования, и другие

материальные ценности, необходимые для

строительно-монтажных работ

0 105 35 000 "Мягкий

инвентарь - иное

движимое имущество

учреждения"

Белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);

постельное белье и принадлежности (матрацы,

подушки, одеяла, простыни, пододеяльники,

наволочки, покрывала, спальные мешки и т.п.);

одежда и обмундирование, включая спецодежду

(костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья,

кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.); обувь,

включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии,

валенки и т.п.); спортивная одежда и обувь

(костюмы, ботинки и т.п.); прочий мягкий

инвентарь.

В состав специальной одежды входят специальная

одежда, специальная обувь и предохранительные

приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки,

брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная

обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы,

респираторы, другие виды специальной одежды).

Предметы мягкого инвентаря маркируются

материально ответственным лицом в присутствии

руководителя учреждения или его заместителя и

работника бухгалтерии специальным штампом

несмываемой краской без порчи внешнего вида

предмета с указанием наименования учреждения,

а при выдаче предметов в эксплуатацию

производится дополнительная маркировка

с указанием года и месяца выдачи их со склада.

Маркировочные штампы должны храниться

у руководителя учреждения или его заместителя

0 105 36 000 "Прочие

материальные запасы -

иное движимое имущество

учреждения"

Спецоборудование для научно-исследовательских

и опытно-конструкторских работ, приобретенное

по договорам с заказчиками для обеспечения

выполнения условий договоров до передачи его

в научное подразделение;

Молодняк всех видов животных и животные на

откорме, птицы, кролики, пушные звери, семьи пчел

независимо от их стоимости;

Приплод молодняка при наличии в учреждениях

рабочего скота;

Посадочный материал;

Реактивы и химикаты, стекло и химпосуда,

металлы, электроматериалы, радиоматериалы

и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные

животные и прочие материалы для учебных целей

и научно-исследовательских работ, драгоценные

и другие металлы для протезирования, а также

инвалидная техника и средства передвижения для

инвалидов;

Хозяйственные материалы (электрические

лампочки, мыло, щетки и др.), канцелярские

принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни

Возвратная или обменная тара (бочки, бидоны,

ящики, банки стеклянные, бутылки и т.п.), как

свободная (порожняя), так и с материальными

ценностями;

Корма и фураж (сено, овес и др.), семена,

удобрения;

Книжная, иная печатная продукция, кроме

печатной продукции, предназначенной для продажи,

а также библиотечного фонда и бланочной продукции

строгой отчетности (бланков ценных бумаг,

квитанционных книжек, голограмм, аттестатов,

дипломов, удостоверений, трудовых книжек

(вкладышей к ним) и др., изготовленных

типографским способом по форме, утвержденной

правовым актом органа власти, содержащей номер,

серию, имеющих степень защиты и специальные

требования по их хранению, выдаче и уничтожению

Запасные части, предназначенные для ремонта

и замены изношенных частей в машинах

и оборудовании, транспортных средствах, объектах

производственного и хозяйственного инвентаря;

Материалы специального назначения;

Иные материальные запасы

0 105 37 000 "Готовая

продукция - иное

движимое имущество

учреждения"

Продукция, изготовленная в учреждении для целей

0 105 38 000 "Товары -

иное движимое имущество

учреждения"

Материальные ценности, приобретенные учреждением

для продажи

0 105 39 000 "Наценка

на товары - иное

движимое имущество

учреждения"

Торговая надбавка (скидка)

"Строительные материалы

Предметы лизинга"

Строительные материалы, являющиеся предметом

0 105 46 000 "Прочие

материальные запасы -

предметы лизинга"

Прочие материальные запасы, являющиеся предметом

договора финансовой аренды (лизинга)

В Письме Минфина России от 29.12.2010 N 02-06-07/5396 приведена таблица соответствия Плана счетов бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (далее - Инструкция N 148н ), Плану счетов бюджетного учета, утвержденному Приказом Минфина России N 162н. На с. 47 представлена таблица соответствия Планов счетов бюджетного учета по учету материальных запасов, применяемых в 2010 и 2011 гг.

Плана счетов бюджетного учета по учету материальных запасов, применяемых в 2010 и 2011 годах

План счетов 2011 г.

Инструкции N 157н и N 162н

Номер счета

Номер счета

Материальные

Материальные

движимое

имущество

учреждения

Материальные

предметы

Медикаменты и

перевязочные

средства

Продукты питания

Горюче-смазочные

материалы

Строительные

материалы

Мягкий инвентарь

материальные

Наценка на

продукция

Принятие материальных запасов к учету

учет материальный запас бюджетный

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. При этом определение фактической стоимости материальных запасов зависит от условия их получения. Так, фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату , признаются (п. 102 Инструкции N 157н):

Суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

Суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

Таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;

Вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;

Суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки. Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований материальных запасов, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости;

Суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанных с их использованием);

Иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Согласно п. 103 Инструкции N 157н если бюджетное учреждение осуществляет централизованные закупки материальных запасов и (или) торговую (производственную) деятельность, то затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, могут не включаться в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относиться к расходам на финансовый результат текущего финансового года при условии отражения указанного порядка в своей учетной политике.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов (в порядке, определенном в учетной политике учреждения). В указанную стоимость не включается сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (изготовлением) материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества , определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.) (п. 22 Инструкции N 162н). В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004).

Учет операций по поступлению материальных запасов ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции:

В журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов - в части операций принятия к учету материалов, товаров по сформированной фактической стоимости (в сумме фактических вложений) и операций по увеличению фактической (балансовой) стоимости материалов (оборудования, учитываемого в составе материалов, и т.п.) на сумму фактических затрат по их дооборудованию, модернизации;

В журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо в журнале операций расчетов с подотчетными лицами - в части операций поступления материальных запасов по фактической стоимости их приобретения (изготовления);

В журнале по прочим операциям - по иным операциям поступления объектов материальных запасов.

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

Аналитический учет материальных запасов, продуктов питания, молодняка животных и животных на откорме ведется на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).

Аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в оборотной ведомости по нефинансовым активам производятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (0504038). Ежемесячно в Оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

Учет разбитой посуды ведется материально ответственными лицами в Книге регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Аналитический учет молодняка животных и животных на откорме ведется по видам и возрастным группам (животных на откорме - только по видам) в Книге учета животных (ф. 0504039).

Аналитический учет готовой продукции, товаров, переданных на реализацию, ведется обособленно.

Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042, 0504043) по наименованиям, сортам и количеству.

Формы указанных регистров бюджетного учета утверждены Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

Перемещение и списание материальных запасов

Учет операций по выбытию и перемещению материальных запасов ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании следующих первичных документов:

Требование-накладная (ф. 0315006);

Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Списание материалов и продуктов питания производится на основании:

Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

Ведомости на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);

Путевого листа (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), применяющегося для списания в расход всех видов топлива;

Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230);

Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), применяющегося для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике и применять в течение финансового года непрерывно.

Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (п. 101 Инструкции N 157н). Выбранный способ определения единицы материальных запасов необходимо закрепить в учетной политике бюджетного учреждения. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

Выбытие материальных запасов в размере естественной убыли производится на основании актов с отражением в расходах текущего финансового года, а выбытие материальных запасов в результате хищений, недостач, потерь - на основании надлежаще оформленных актов с отражением стоимости материальных ценностей на уменьшение финансового результата текущего финансового года с одновременным предъявлением к виновным лицам сумм причиненного ущерба.

Корреспонденция счетов по поступлению и выбытию материальных запасов

Приведем корреспонденцию счетов по учету материальных запасов, опираясь на Приложение 1 к Инструкции N 162н.

Номер счета

по дебету

по кредиту

Принятие к бухгалтерскому учету объектов

материальных запасов, поступивших в

натуральной форме при возмещении ущерба,

причиненного виновным лицом

Оприходование материалов, полученных от

ликвидации основных средств и остающихся

в распоряжении учреждения

Формирование первоначальной стоимости

материальных запасов на основании

нескольких договоров с поставщиками,

распоряжений (извещений)

Принятие к учету материальных запасов

(за исключением готовой продукции) на

основании сформированной фактической

стоимости

Оприходование материальных запасов

(за исключением готовой продукции) по

сформированной стоимости согласно договору

с поставщиком, распоряжению (извещению)

Оприходование по рыночной стоимости

излишков материальных запасов,

выявленных при инвентаризации

Принятие к учету безвозмездно полученных

материальных запасов

Принятие к учету материальных запасов,

остающихся в распоряжении учреждения по

результатам проведения демонтажных работ

в ходе ремонта объекта основных средств

Передача готовой продукции для

использования в деятельности учреждения

(для собственных нужд)

Внутреннее перемещение материальных

запасов между материально ответственными

лицами в учреждении

Оприходование материальных запасов в сумме

их фактической стоимости, сформированной

хозяйственным способом (не для продажи)

Принятие к учету готовой продукции по

себестоимости

Безвозмездная передача материальных

Внесение в уставный капитал материальных

Списание израсходованных материальных

запасов, естественной убыли материальных

запасов в пределах установленных норм

на основании оправдательных документов

Передача материальных запасов на

изготовление (создание) объектов

основных средств, нематериальных или

непроизведенных активов, других

материальных запасов при выполнении

работ, оказании услуг

Реализация излишних и неиспользуемых

материальных запасов (за исключением

готовой продукции):

Начисление доходов от реализации по цене

реализации (в том числе НДС)

Начисление задолженности покупателя

материалов по налогам, подлежащим

перечислению бюджетными учреждениями

в бюджет в случаях, установленных

налоговым законодательством РФ

реализуемого материального запаса

Списание расходов по реализации

материальных запасов (по видам расходов)

Списание потерь материальных запасов,

пришедших в негодность вследствие

стихийных и иных бедствий, опасного

природного явления, катастрофы

Списание материальных запасов вследствие

выявленных недостач, хищений, иных

потерь, отнесенных за счет виновных лиц:

Начисление задолженности по выявленным

недостачам, хищениям, иным потерям,

отнесенным за счет виновных лиц

(отражается по рыночной стоимости)

Списание с баланса стоимости

материальных запасов (отражается

по балансовой стоимости)

Принятие к учету готовой продукции

Реализация готовой продукции, выполненных

работ (оказанных услуг) по фактической

стоимости

Списание естественной убыли готовой

продукции

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Фактическая стоимость материальных запасов, приобретенных за плату и полученных учреждением по договору дарения. Бухгалтерское оформление операций по принятию и списанию материальных запасов. Учет доходов и расходов в государственном бюджетном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2013

    Материальные запасы, их классификация и оценка. Документация по учету движения материальных запасов. Учет материальных запасов в бухгалтерии и на складах. Инвентаризация товарно-материальных ценностей. Особенности оформления результатов инвентаризации.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2010

    контрольная работа , добавлен 12.01.2011

    Материальные запасы как часть материально-производственных запасов. Цели, задачи, виды и сроки проведения инвентаризации материальных запасов. Документальное оформление и порядок учета результатов инвентаризации материальных запасов в ООО ПО "Свияга".

    курсовая работа , добавлен 13.06.2015

    Теоретические и практические основы документального оформления и учета поступления и выбытия товарно-материальных запасов. Сущность товарно-материальных запасов и их роль в производстве. Оформление и учет инвентаризации товарно-материальных запасов.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Нормативное регулирование учета. Задачи бухгалтерского учета материальных запасов. Организация складского учета материалов, первичная документация. Порядок отражения информации в бухгалтерской отчетности. Инвентаризация материальных запасов фирмы.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2012

    Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями. Организация бухгалтерского учета материальных запасов в МУЗ "Станция Скорой Медицинской Помощи" г. Минусинска. Анализ учета и использования материальных запасов МУЗ.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2008

    Документальное оформление движения материально-производственных запасов в ООО "Сибтехмонтаж". Организация аналитического и синтетического учета движения запасов на предприятии. Анализ использования материальных запасов и пути совершенствования их учета.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2017

    Определение материальных запасов, их классификация и методы оценки. Особенности складского учета материальных запасов, принципы проведения и отражение результатов инвентаризации. Перечень и правила заполнения документов по учету движения материалов.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2015

    Изучение структуры материальных запасов. Особенности документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материальных ценностей и контроля за их использованием.

В соответствии с Инструкцией № 157н бухгалтерский учет материальных запасов в бюджетном учреждении ведется на активном балансовом счете 0 105 00 ООО «Материальные запасы» в разрезе групп и видов объектов учета, отраженных в табл. 4.3.

Синтетические счета по учету материальных запасов

Таблица 4.3

Вид объекта учета

Материальные запасы по группам учета

Особо ценное движимое имущество учреждения

Иное движимое имущество учреждения

Предметы

Медикаменты и перевязочные средства

Продукты питания

Г орюче-смазочные материалы

Строительные

материалы

Мягкий инвентарь

Прочие материальные запасы

Готовая продукция

Наценка на товары

Материальные запасы, не принадлежащие бюджетному учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре. Их стоимость отражается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно при формировании учетной политики и должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о материальных запасах, а также надлежащий контроль над их наличием и движением. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа (п. 11 Инструкции № 157н).

Пунктом 119 Инструкции № 157н установлен порядок аналитического учета материальных запасов. Аналитический учет ведется в регистрах бухгалтерского учета по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

Аналитический учет готовой продукции, товаров, переданных на реализацию, ведется обособленно. Аналитический учет товаров, переданных на реализацию, ведется в разрезе материально ответственных лиц, мест реализации в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Необходимо отметить, что фактическая стоимость приобретенных (изготовленных) материальных запасов формируется на следующих счетах:

при приобретении материальных запасов - на счетах 0 105 00 000 «Материальные запасы» и 0 106 00 ООО «Вложения в нефинансовые активы». Достаточно часто материальные запасы принимаются к учету непосредственно на счет 0 105 00 ООО «Материальные запасы» по стоимости, указанной в документах контрагентов. Счет 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (для материальных запасов: 0 106 24 000, 0 106 34 000, 0 106 44 000) используется при отражении произведенных вложений в сумме затрат, формирующих фактическую стоимость материальных запасов;

при изготовлении учреждением материальных запасов, необходимых для обеспечения деятельности учреждения и не предназначенных для продажи {реализации ) - 0 106 00 ООО «Вложения в нефинансовые активы»;

при изготовлении учреждением материальных запасов, предназначенных для продажи {готовая продукция) - на счете 0 109 00 ООО «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

На увеличение стоимости приобретаемых материальных запасов относятся все расходы, непосредственно связанные с их приобретением.

Затраты учреждения по оплате договоров на приобретение материальных запасов осуществляется по ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Если в рамках договора поставки предусмотрены также доставка материальных запасов поставщиком или какие-либо другие сопутствующие услуги, оплата данных расходов производится также по ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Отражение в бухгалтерском учете различных операций поступления материальных запасов можно представить в виде схемы (рис. 4.6).

Рис. 4.6.

Приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями осуществляется на основании договоров купли-продажи или поставки, которые они заключают с поставщиками, так как все бюджетные учреждения наделены правами и обязанностями государственных заказчиков.

Все заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетных учреждений, должны размещаться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Складской учет материальных запасов ведется в натуральном выражении (сортовой учет) в карточках учета материальных ценностей по форме 0504043. Такие карточки заводятся на каждый номенклатурный номер материальных запасов. В карточках учета материальных ценностей указываются наименование материала, единица измерения, цена, марка, сорт, размер, а также данные по приходу и расходу материальных запасов. При этом после каждой записи выводится остаток запаса. Все первичные учетные документы по движению материальных запасов ежемесячно передаются в бухгалтерию по реестру.

Фактическая стоимость материальных запасов, приобретенных за счет субсидий на выполнение государственного задания, включает и сумму НДС, предъявленную бюджетному учреждению поставщиками.

Пример 2. По товарной накладной от 28 августа текущего года в бюджетное учреждение поступили медикаменты и перевязочные средства для медка- бинета. По условиям договора перечислен аванс в размере 30% под будущую поставку медикаментов и перевязочных средств 24 августа текущего года.

Медикаменты и перевязочные средства были приобретены учреждением за счет субсидий на выполнение государственного задания. Общая стоимость поступивших медикаментов и перевязочных средств составила 8658,50 руб. (включая НДС).

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения производятся записи, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления материальных запасов

Факт хозяйственной

Корреспондирующие

Перечислен аванс за медикаменты и перевязочные средства в соответствии с условиями договора поставки

Приняты на учет поступившие в учреждение медикаменты и перевязочные средства

Произведен окончательный расчет за поступившие медикаменты и перевязочные средства

Если бюджетное учреждение заключило несколько договоров, связанных с приобретением материальных запасов (отдельно на поставку, отдельно на транспортные услуги по доставке и т.п.), каждый из них оплачивается по соответствующему коду КОСГУ в соответствии с бюджетной классификацией РФ (например, транспортные услуги по доставке - подстатья 222 «Транспортные услуги»).

Все произведенные расходы аккумулируются на балансовом счете 0 106 00 ООО «Изготовление материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)», посредством чего формируется фактическая стоимость приобретаемого имущества.

Пример 3. От поставщика на основании накладной и счета-фактуры от 28 сентября текущего года в бюджетное учреждение поступили материальные запасы (махровые и вафельные полотенца) на общую сумму 49 276,57 руб.

Договором поставки предусмотрен аванс в размере 30%. Материальные запасы были приобретены учреждением за счет субсидий на выполнение государственного задания. Транспортные расходы за доставку материальных запасов составили 2560 руб. и были оплачены транспортной организации по договору 28 сентября текущего года. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения составляются записи, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления и оплаты материальных запасов

Факт хозяйственной

Корреспондирующие

Перечислен аванс за поставку материальных запасов в соответствии с условиями договора

  • 783,00

Оприходованы материальные запасы на основании накладной поставщика

  • 276,57

Произведен зачет перечисленного аванса

  • 783,00

Произведен окончательный расчет с ООО «Камере» за поставку материальных запасов

  • 493,57

Отражена стоимость транспортных услуг

Перечислены денежные средства на оплату транспортных услуг

Отражена передача мягкого инвентаря на склад по сформированной фактической стоимости 49 276,57 руб. + 2 560 руб.

  • 836,57

При приобретении материальных запасов за счет приносящей доход деятельности их стоимость определяется без учета НДС. Выделение сумм НДС и отражение их на счете 0 210 12 ООО «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» осуществляется на основании выставляемых счетов-фактур.

Предъявленный поставщиками НДС может быть принят к вычету, если единовременно выполняются требования ст. 172 НК РФ:

  • приобретенные материальные запасы предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС;
  • материальные запасы приняты к учету;
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика материальных запасов.

Пример 4. На основании накладной и счета-фактуры от 10 мая текущего года от ООО «Снабжение» в бюджетное учреждение поступили картриджи Canon для принтера на общую сумму 16 048 руб. (в том числе НДС - 18%). Картриджи приобретались за счет приносящей доход деятельности. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения произведены записи, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления материальных запасов для деятельности, приносящей доход

Факт хозяйственной

Корреспондирующие

Приняты на учет поступившие в бюджетное учреждение картриджи Canon (без учета НДС)

Отражен НДС со стоимости приобретенных картриджей

НДС предъявлен к вычету

Отражена оплата картриджей

Налог на добавленную стоимость, указанный в счете-фактуре за полученные материальные запасы, в бухгалтерском учете бюджетных учреждений может включаться в фактическую стоимость материальных запасов, а может и не включаться.

Схематично порядок принятия к учету сумм налога на добавленную стоимость по поступившим материальным запасам в разных ситуациях представлен на рис. 4.7.


Рис. 4.7.

В бухгалтерском учете бюджетных учреждений встречаются операции по учету недопоставок материальных запасов от поставщиков. Недопоставка возникает, если поставщик отгрузил в адрес покупателя меньшее количество материальных запасов, чем предусмотрено договором, часть материальных запасов была потеряна (испорчена) при транспортировке.

Недопоставка материальных запасов отражается на основании акта о приемке материалов (форма 0315004), в котором указываются количество и стоимость недостающих (испорченных) материальных запасов.

При оприходовании материальных запасов при наличии расхождений с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика, материальные ценности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов. Акт о приемке материалов по форме № М-7 (форма 0315004) является основанием для предъявления претензий поставщику или перевозчику и для отражения недопоставки в учете. Претензия поставщику (перевозчику) предъявляется только по недопоставке (недостаче, порче) материальных запасов сверх норм естественной убыли.

Поэтому при приемке материальных запасов по каждой номенклатурной единице этих активов определяется общая сумма недопоставки (недостачи, порчи), сумма недопоставки (недостачи, порчи) в пределах норм естественной убыли, сумма недопоставки (недостачи, порчи) сверх норм естественной убыли.

Пример 5. В бюджетное учреждение на основании счета-фактуры и товарно-транспортной накладной от 18 октября текущего года от ООО «Снабжение» поступили продукты питания за счет субсидий на выполнение государственного задания на общую сумму 7320 руб. Из них по данным документов поступило:

  • молоко питьевое ультрапастеризованное с витаминами (м.д.ж. 2,5%) 1 л - 80 шт. по цене 48 руб. (условно);
  • огурцы свежие - 87 кг по цене 40 руб. (условно).

Фактически поступило молока - 75 шт. (недостача 5 шт. х 48 руб. = 240 руб.), огурцов - 80 кг.

Был составлен акт о приемке материалов № 3 от 18 октября текущего года. Нормы естественной убыли:

  • 1) при перевозке молока автомобильным транспортом - нормы не предусмотрены;
  • 2) перевозке свежих огурцов - 0,6% от массы груза (в соответствии с приказом Минсельхоза России, Минтранса России от 14.01.2008 № 3/2 «Об утверждении норм естественной убыли картофеля, овощей и бахчевых культур при перевозках различными видами транспорта»).

Определяем нормы естественной убыли по огурцам свежим (табл. 1).

Определение стоимости недопоставленных продуктов питания

Таблица 1

Общая сумма недостачи сверх норм естественной убыли составила 499,20 руб. (259,20 руб. + 240 руб.). На основании акта о приемке материалов на сумму недостачи сверх норм естественной убыли 499,20 руб. выставляется претензия поставщику.

Отражаем в бухгалтерском учете недопоставку материальных запасов (табл. 2).

Таблица 2

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления продуктов питания

Факт хозяйственной жизни

Корреспондирующие

Перечислена предоплата 100% в счет предстоящей поставки продуктов питания

Отражено поступление продуктов питания за вычетом недостачи: 7 320,00 руб. - 280.00 руб. - 240,00 руб.

Отнесена сумма недостачи в пределах норм естественной убыли на увеличение фактической стоимости продуктов питания

Зачтено обязательство поставщика по поставленным продуктам питания в счет перечисленной предоплаты (за вычетом недостачи сверх норм естественной убыли)

Поступила на счет учреждения сумма задолженности в части недостающих продуктов питания

В бюджетных учреждениях регулярно осуществляются мероприятия по списанию (ликвидации, разборке, утилизации), разукомплекта- ции имущества, принадлежащего им на праве оперативного управления, а также периодически выполняются ремонтные работы. В результате в распоряжение бюджетного учреждения поступают отходы (металлолом, макулатура, ветошь и т.п.), а также комплектующие, запасные части и другие «вторичные» материалы. При этом у бюджетных учреждений право оперативного управления на подобные материальные запасы возникает с момента их поступления (и. 2 ст. 299 ГК РФ).

Бюджетные учреждения должны отражать такие приходные операции в рамках приносящей доход деятельности (КФО 2).

При этом не имеет значения, учитывались ли соответствующие нефинансовые активы по виду деятельности КФО 2 или по виду деятельности КФО 4. Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у бюджетного учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества, определяется в соответствии с положениями и. 106 Инструкции № 157н исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

В аналогичном порядке определяется и фактическая стоимость материальных запасов, приходуемых по результатам ремонтных работ.

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления материальных запасов от списания (ликвидации, разборке, утилизации), разукомплектации имущества представлены в табл. 4.4.

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления материальных запасов от списания, разукомплектации имущества

Таблица 4.4

Факт хозяйственной

Корреспонденция счетов

Первичные до- кументы

Приняты к учету остающиеся в распоряжении бюджетного учреждения материальные запасы, полученные от ликвидации (разборке, утилизации) объектов основных средств

Акт о списании имущества (формы 0306003,0306004, 0306033,0504143).

Приняты к учету материальные запасы (материалы, комплектующие, запасные части, ветоши, дрова и т.п.), остающиеся в распоряжении бюджетного учреждения по результатам проведения демонтажных, ремонтных работ, в том числе работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов

2 105 21 340, 2 105 26 340, 2 105 31 340, 2 105 36 340

Акт о приемке материалов (форма 0315004). Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма М-35)

Пример 6. На балансе бюджетного учреждения в составе основных средств числился компьютер CPU Intel Pentium 4 2007 г. выпуска (инвентарный номер 1040060141). Компьютер был приобретен в мае 2007 г. первоначальной стоимостью 29 200 руб. (счет 010134000 «Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения»). В сентябре 2015 г. компьютер был списан на основании акта о списании объекта основных средств от 15.09.2005 № 11.

В результате ликвидации компьютера были оприходованы запчасти по текущей оценочной стоимости: CD-ROM стоимостью 660 руб.

В бухгалтерском учет 15 сентября 2015 г. оприходование материальных запасов отражается записью:

Д 2 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения» - К 2 401 10 172 «Доходы от операций с активами» - 660 руб.

Материальные запасы могут быть оприходованы в бюджетном учреждении по результатам проведения инвентаризации (неучтенные объекты). Инвентаризация является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики бюджетного учреждения. Инвентаризация материальных запасов проводится в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России № 49 )-

В инвентаризационной описи обязательно указывается сумма выявленных при инвентаризации неучтенных материальных ценностей и обстоятельства возникновения. По результатам инвентаризации составляется акта о результатах инвентаризации (форма 0504835).

Подписанный руководителем учреждения акт о результатах инвентаризации является основанием для осуществления записей в бухгалтерском учете бюджетного учреждения:

Д 2 105 21 340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств - особо ценного движимого имущества учреждения», 2 105 27 340 «Увеличение стоимости готовой продукции - особо ценного движимого имущества», 2 105 31 340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств - иного движимого имущества учреждения», 2 105 38 340 «Увеличение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения» - К 2 401 10 180 «Прочие доходы» - оприходованы неучтенные материальные запасы, выявленные при инвентаризации.

  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

В связи с проводимой в Российской Федерации бюджетной реформой с 2011 года все государственные (муниципальные) учреждения (независимо от их правового статуса) должны организовывать бухгалтерский (бюджетный) учет в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, утвердившим Единый план счетов и Инструкцию по его применению (далее — Инструкция N 157н). При этом бюджетный учет казенными учреждениями ведется на основании Инструкции N 162н*(1).

Счет 101: какие объекты учреждение может отразить в 2018 году по кадастровой стоимости

В статье рассмотрены установленные этими документами особенности организации и ведения бюджетного учета основных средств казенными учреждениями.

Учет операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам, осуществляется на счете 101 00 "Основные средства", который включен в состав счетов раздела II "Нефинансовые активы" Инструкции N 157н. Следовательно, положения указанного раздела применимы при организации учета объектов основных средств. Рассмотрим некоторые из них в части, касающейся основных средств.

Счет 101 00 предназначен для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии объектов основных средств, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением) (п. 22 Инструкции N 157н). Причем под объектами основных средств следует понимать материальные объекты имущества со сроком полезного использования более 12 месяцев (независимо от их стоимости), предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ (оказании услуг), для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), а также объекты библиотечного фонда учреждения (за исключением периодических изданий) (п. 38 Инструкции N 157н).

Обратите внимание! В составе объектов основных средств не учитываются предметы, служащие менее 12 месяцев (независимо от их стоимости), а также материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам*(2), находящиеся в пути, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений или готовой продукции (изделий), товаров (п. 39 Инструкции N 157н).

Переоценку стоимости объектов основных средств и капитальных вложений в них (за исключением имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну) учреждения проводят в соответствии с требованиями п. 28 Инструкции N 157н — по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Порядок переоценки устанавливается Правительством РФ. При этом переоценка основных средств, составляющих казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бюджетной отчетности в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией.

Результаты переоценки подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно: по состоянию на первое число текущего года результаты переоценки в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года не включаются, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Согласно п. 4, 5 Инструкции N 162н для учета операций с основными средствами применяются 3 группировочных счета, подразделенных на несколько аналитических счетов. Приведем их в таблице.

Номер счета Наименование аналитического счета
Счет 101 10 000 "Основные средства — недвижимое имущество"
101 11 000 Жилые помещения — недвижимое имущество учреждения
101 12 000 Нежилые помещения — недвижимое имущество учреждения
101 13 000 Сооружения — недвижимое имущество учреждения
101 15 000 Транспортные средства — недвижимое имущество учреждения
101 18 000 Прочие основные средства — недвижимое имущество учреждения
Счет 101 30 000 "Основные средства — иное движимое имущество"
101 31 000 Жилые помещения — иное движимое имущество учреждения
101 32 000 Нежилые помещения — иное движимое имущество учреждения
101 33 000 Сооружения — иное движимое имущество учреждения
101 34 000 Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения
101 35 000 Транспортные средства — иное движимое имущество учреждения
101 36 000 Производственный и хозяйственный инвентарь — иное движимое имущество учреждения
101 37 000 Библиотечный фонд — иное движимое имущество учреждения
101 38 000 Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения
Счет 101 40 000 "Основные средства — предметы лизинга"
101 41 000 Жилые помещения — предметы лизинга
101 42 000 Нежилые помещения — предметы лизинга
101 43 000 Сооружения — предметы лизинга
101 44 000 Машины и оборудование — предметы лизинга
101 45 000 Транспортные средства — предметы лизинга
101 46 000 Производственный и хозяйственный инвентарь — предметы лизинга
101 47 000 Библиотечный фонд — предметы лизинга
101 48 000 Прочие основные средства — предметы лизинга

Читайте также:

Уважаемые пользователи программных продуктов 1С: Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 2.0, редакция 1.0!

В связи с применением с 1 января 2018 г. Федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

  • Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н);
  • Основные средства (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 257н);
  • Аренда (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 258н);
  • Обесценение активов (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 259н)

31.03.2018 утверждены приказы Минфина России:

  • № 64н — о внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Приказ № 64н;
  • № 65н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 06.12.2010 N 162н;
  • № 66н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 16.12.2010 N 174н;
  • № 67н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Указанные приказы зарегистрированы Минюстом России 26 апреля 2018 г. По общему правилу, приказы вступают в силу с 8 мая 2018 г. Согласно пункту 2 указанных приказов приказы применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 года.

Приказом Минфина России от 27.12.2017 № 255н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации – детализированы статьи КОСГУ по доходам и расходам.

Перечисленными выше документами в Единый план счетов бухгалтерского учета внесены существенные изменения. Изменения, в том числе, предполагают упразднение ряда синтетических счетов, применение новых синтетических счетов, изменение назначения счетов, что влечет перенос входящих остатков на новые счета.

В связи с поздним вступлением приказов в силу, помимо переноса входящих остатков, на новые счета необходим также перенос оборотов 2018 г.

В состав Плана счетов (ЕПСБУ) включены новые счета согласно приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н в редакции от 30.03.2018 № 64н, у счетов указана дата начала действия "01.01.2018". У счетов установлены признаки применения казенными, бюджетными и автономными учреждениями в соответствии с приказами № 65н, 66н, 67н.

У исключенных счетов указана дата окончания действия "31.12.2017".

Внимание!

Все операции по переносу остатков и оборотов 2018 г. следует осуществлять после завершения всех операций за период трансформации данных – с 1 января 2018 г. до даты перехода.

Существует 2 способа перехода:

1. Если дата перехода 01.06.2018, то перенос можно осуществлять только после ввода всех документов и завершения всех операций с января по май включительно:

  • после окончания ввода первичных и регламентных документов за май и предшествующие ему месяцы – переносятся обороты (по НФА и счетам расчетов), проверяются результаты переноса и ставится дата запрета редактирования – 31.05.18.
  • операции за июнь вводятся в программу уже по новым счетам и КОСГУ, в случае если на дату установки нового релиза за июнь уже были введены операции – их необходимо исправить вручную.

2. Если установить дату перехода 01.01.2018, то будут сформированы только входящие остатки на начало 2018г.

Всероссийский муниципальный форум

Следует учитывать, что перепроведению подлежат также регламентные документы по закрытию месяца, а также документы, в которые вошли результаты измененных проводок, например, Принятие к учету ОС и НМА, Принятие к учету материалов и аналогичные.

Важно!

Дату перехода на применение новой редакции плана счетов и, как следствие, способ трансформации оборотов 2018 г. – изменение существующих документов в хронологическом порядке с начала года или сторнирование и ввод новых датой перехода следует согласовать с учредителем.

С уважением, отдел консультационной поддержки

ООО «Компас бухгалтера»

Страница не найдена

Непроизведенные активы представляют собой объекты, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства.

К непроизведенным активам относятся:

— водные ресурсы,

— ресурсы недр,

— лесные ресурсы,

— биологические ресурсы,

— радиочастотный спектр,

— прочие.

Для отражения в бюджетном учете не произведенных активов предназначен счет 00 103 00 000 «Непроизведенные активы».

Обратите внимание!

Для того, чтобы бюджетные учреждения могли отразить в учете используемые в их деятельности непроизведенные ресурсы, они (учреждения) должны иметь установленные и законодательно утвержденные права собственности на указанные объекты.

Применение классификации к счетам 101, 105 и 40110180

На это указывает абзац 1 пункта 29 Инструкции №25н. Минфин Российской Федерации в Письме от 26 мая 2006 года №02-14-10а/1406 дает следующие разъяснения по вопросу:

«В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и прочее) становятся объектом бюджетного учета в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот и учитываются на счете 010300000 «Непроизведенные активы».

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 20) государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. При этом юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества.

При этом государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не является основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету.

Таким образом, учитывая изложенное, отмечаем, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения».

Непроизведенные активы отражаются в учете по их первоначальной стоимости.

В соответствии с положениями Инструкции №25н, первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение.

Исключением являются объекты непроизведенных активов, впервые вовлекаемые в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Под текущей рыночной стоимостью (по определению, приведенному в пункте 29 Инструкции №25н) понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Каждому объекту непроизведенных активов, поставленному на баланс бюджетного учреждения, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный порядковый инвентарный номер. Инвентарные номера непроизведенных активов используется в регистрах бюджетного учета, но не обозначается на самих объектах.

Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств.

Учет операций по выбытию и перемещению объектов непроизведенных активов ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Поступление объектов непроизведенных активов оформляется

— Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001),

— Актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031).

Пример 1.

Медицинское учреждение приобрело земельный участок для строительства нового лечебного корпуса стоимостью 500 000 рублей (Цифры в примере приведены условные, поскольку в зависимости от регионов и других условий, стоимость земли колеблется).

Операции по поступлению объектов непроизведенных активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Окончание примера.

Выбытие объектов непроизведенных активов, находящихся на учете в учреждении, производится на основании

— Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003),

— Акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306033).

Пример 2.

Государственное образовательное учреждение в качестве вклада в уставный капитал организации передало земельный участок стоимостью 700 000 рублей.

Эта операция будет отражаться в учете следующей записью:

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов

Изменения в план счетов бухгалтерского учета

Приказом Минфина России от 07.05.2003 N 38н были внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Действует настоящий Приказ начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 г. Необходимость внесения изменений в План счетов вызвана прежде всего тем, что были приняты несколько Положений по бухгалтерскому учету:

ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы";

ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль";

ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений".

Кроме того, разработаны Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н. Данные ПБУ и Методические указания предусматривают новые счета и субсчета, которых в Плане счетов не было.

С выходом ПБУ 17/02 в разд.I "Внеоборотные активы" Плана счетов введены новые субсчета: к счету 04 "Нематериальные активы" — "По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы", к счету 08 — субсчет 8 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ". Те расходы, которые подлежат применению в производстве продукции или используются для управленческих нужд, списывают со счета 08 в дебет счета 04, субсчет "Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы", а затем равномерно списывают со счета 04 в дебет счетов учета затрат (счет 20 или 26).

Если же результаты работ по НИОКР невозможно использовать в производстве продукции или для управления (не дали результатов), то такие расходы списывают сразу с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

В связи с изменением порядка учета расходов по НИОКР в разд.III "Затраты на производство" из счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" исключен субсчет "Научно-исследовательские и конструкторские подразделения".

Финансовые вложения

С выходом ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" в разд.V "Денежные средства" счет 58 "Финансовые вложения" дополнен субсчетами по учету долговых ценных бумаг. По долговым ценным бумагам (векселя, облигации), по которым не определяется текущая рыночная стоимость, организации следует разницу между первоначальной и номинальной стоимостью относить на финансовые результаты равномерно в течение всего срока их обращения по мере причитающегося по ним дохода.

Приобретенные векселя, ценные бумаги учитываются на счете 58 "Финансовые вложения" и отражаются на счетах бухгалтерского учета записями:

Дебет 58, Кредит 76 — приобретение векселя и облигации;

Дебет 76, Кредит 51 — оплачены векселя.

Разница между ценой приобретения и номинальной ценой отражается записями:

Дебет 58, Кредит 91-1 "Прочие доходы" — превышение номинальной стоимости над покупной;

Дебет 91, Кредит 58 — вексель списан по номинальной стоимости.

Проценты по векселю отражаются записью:

Дебет 76, Кредит 91 — погашение процентов по векселю.

Что касается счета 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги", то его название изменено: "Резервы под обесценение финансовых вложений". При создании резерва под обесценение финансовых вложений бухгалтер должен производить запись:

Дебет 91, Кредит 59.

При выбытии финансовых вложений или уменьшении резерва делают запись:

Дебет 59, Кредит 91.

Спецодежда и спецоснастка

Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, предусмотрены новые субсчета к счету 10 "Материалы": 10 "Специальная оснастка и спецодежда на складе", 11 "Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации". Приобретение спецодежды бухгалтеру теперь следует отражать на субсчете 10 счета 10, а при передаче ее в эксплуатацию делать запись:

Дебет 10, субсчет 11, Кредит 10, субсчет 10.

Стоимость спецодежды по истечении срока службы списывается на себестоимость продукции:

Дебет 20, Кредит 10, субсчет 11.

Изменения по налогу на прибыль (отложенные налоговые активы)

С выходом ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" возникла необходимость дополнить План счетов новыми счетами. В разд.I "Внеоборотные активы" включен счет 09 "Отложенные налоговые активы". Отложенные налоговые активы включаются в расчет чистых активов (Приказ Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз). Сумма чистых активов по окончании финансового года сравнивается с уставным капиталом организации, и в случае превышения уставного капитала над суммой чистых активов акционерные общества обязаны уменьшить уставный капитал. Кроме того, согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в том случае, если сумма чистых активов превышает 200 МРОТ, организация полежит обязательному аудиту. Неотражение отложенных налоговых обязательств по счетам бухгалтерского учета ведет к искажению данных баланса, а за искажение бухгалтерской отчетности предусмотрен штраф согласно КоАП РФ в размере 2 — 3 тыс.

Учет основных средств в бюджетных и автономных учреждениях

Отложенные налоговые активы должны найти отражение при получении не только прибыли, но и убытка. Ведь по правилам налогового учета убыток, полученный организацией в текущем году, переносится на будущее и учитывается при определении налога на прибыль в течение 10 лет. А значит, в течение этого срока организация должна вести аналитический учет и отражать по счетам бухгалтерского учета отложенные налоговые активы.

Продажа основных средств с убытком также ведет к образованию отложенного налогового актива. Ведь по правилам бухгалтерского учета такой убыток сразу учитывается при определении балансовой прибыли. А в налоговом учете убыток, полученный организацией от продажи основного средства, учитывается равномерно в течение недоамортизированного срока полезного использования основного средства.

Отражается отложенный налоговый актив на счетах бухгалтерского учета записью:

Дебет 09, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль". По истечении времени при условии получения организацией прибыли отложенные налоговые активы списывают при помощи записи:

Дебет 68 "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 09 "Отложенные налоговые активы".

Налог на прибыль и отложенное налоговое обязательство

Раздел VI "Расчеты" Плана счетов дополнен счетом 77 "Отложенные налоговые обязательства" согласно ПБУ 18/02. Отложенные налоговые обязательства — это произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль. Они отражаются записью:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 77.

Уменьшение или погашение отложенных налоговых обязательств в счет начисления налога на прибыль отчетного периода отражается следующим образом:

Дебет 77, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".

В связи с введением в действие указанных документов изменения вносятся и в форму N 2 "Отчет о прибылях и убытках". Теперь по строке 140 отражается прибыль (убыток) до налогообложения, по строке 147 — постоянное налоговое обязательство, по строке 148 — отложенный налоговый актив, по строке 149 — отложенное налоговое обязательство, по строке 150 — текущий налог на прибыль, по строке 160 — прибыль после налогообложения.

Е.Полунина

Аудиторская фирма "Консалтинг и Аудит"

Вопрос аудитору

На каком счете учитывать Тосол - 105 36 или 105 33?

В соответствии со словарем финансовых и юридических терминов к ГСМ как особому виду производственных запасов относятся:

  • топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
  • смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
  • специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Определение ГСМ в словаре взято из Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом России 16.05.2005. Это ведомственный нормативный акт, который применяется только сельскохозяйственными организациями.

Тосол – торговое обозначение незамерзающей охлаждающей жидкости, ее основными компонентами являются вода и производные спирта. Состав охлаждающих жидкостей регулируется документом "ГОСТ 28084-89 (СТ СЭВ 2130-80). Государственный стандарт Союза ССР. Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия", утв. и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 30.03.1989 № 913 .

Строго говоря, Тосол и другие охлаждающие жидкости (антифризы) по своему составу ГСМ не являются. Если обратиться к данным единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 , антифризы относятся к другой номенклатурной группе, отличной от ГСМ.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) , утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, антифризам присвоен код 20.59.43.120. Они входят в группировку 20.59.4 "Материалы смазочные; присадки; антифризы", однако к смазочным материалам не относятся и учитываются под отдельным кодом.

Следовательно, Тосол можно отнести к прочим материальным запасам – продукции химической промышленности и учитывать на счете 105 06.

В то же время многие коммерческие организации и государственные (муниципальные) учреждения принимают решение об учете специальных жидкостей (тормозных и охлаждающих) в составе ГСМ. В частности, в целях планирования так сделано в МВД России (письмо МВД России от 30.11.2016 № 1/12588 "О принятых мерах по выполнению представления Счетной палаты Российской Федерации").

В силу пп. 117 , 118 инструкции , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, для учета ГСМ предназначен счет 105 03, на котором учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов – дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д. Этот перечень является открытым.

Кроме того, согласно разд. III приложения 1 распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей контролируется и рассчитывается. Это обстоятельство является дополнительным аргументом в пользу того, чтобы учитывать Тосол на счете 105 03.

В связи с тем, что в отношении специальных жидкостей (тормозных и охлаждающих) нет четких ведомственных рекомендаций или дополнительных разъяснений, во избежание претензий со стороны ревизоров учреждение вправе закрепить в учетной политике наиболее приемлемый счет учета – 105 03 или 105 06.

На наш взгляд, оба варианта допустимы и не являются ошибкой. Главное, чтобы выбор счета был подтвержден документально. Принимая во внимание сложившуюся практику, рекомендуем учитывать специальные жидкости (тормозные и охлаждающие) на счете 105 03 "Горюче-смазочные материалы".