Меню

Презентация на тему осанка человека. Презентация на тему "красивая осанка" Виды искривления позвоночника

Бизнес-идеи

Презентация на тему "Осанка человека" по биологии в формате powerpoint. В презентации для школьников содержится информация о различных видах нарушений осанки, меры профилактики и коррекции осанки. Автор презентации: Яцышена Юлия Николаевна.

Фрагменты из презентации

Осанка

Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет).

Эталоном для подражания может служить осанка балерин, а так­же спортсменок, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, синхронным плаванием.

Признаки правильной осанки:
  • голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне;
  • если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;
  • если смотреть сбоку, позво­ночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).
Признаки неправильной осанки
  • голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);
  • плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);
  • круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;
  • излишне увеличен поясничный изгиб.

Как обнаружить дефект

Обнаружить дефекты в осанке можно следующим образом. Ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.

Неправильная осанка

Неправильная осанка становится причиной раннего появления остеохондроза, неблагоприятного положения внутренних органов (со снижением их функций). Например, привычка сутулиться создает такую позу, которая сжимает грудную клетку, дыхание становится поверхностным и частым. Это затрудняет работу легких, не позволяет насыщать организм кислородом в необходимом объеме. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.

Разновидности нарушений осанки

Нарушение осанки-это отклонения в положении позвоночника.

  • Круглая спина: увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это состояние называется сутулостью.
  • Плоская спина: грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена.
  • Седлообразная (кругловогнутая) спина: увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен.
Проявления боковых искривлений позвоночника
  • Возможность проявления сколиоза особенно велика в возрасте 11-15лет, когда быстро растет скелет, а мышечная система отстает в своем развитии.Именно в этот период на осанку влияют сон на мягкой постели, неправильное положение туловища во время сидения и стояния, неравномерная нагрузка на позвоночник.
  • Одна из причин нарушения осанки у детей школьного возраста- неправильная посадка(положение) за письменным столом во время школьных уроков, а также при выполнении домашних заданий или при чтении.

Меры профилактики

  • Для предупреждения нарушений осанки соблюдать следующие профилактические меры:
  • При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной.Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища,чтобы не напрягать мышцы.
  • При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу,вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.
  • Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола.
  • Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине,например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.
  • Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.

Коррекция осанки

  • Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако эффект можно ожидать только при систематическом и продолжительном их выполнении.
  • Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании "навыка правильной осанки (на основе мышечно-суставного чувства), позволяющего ощущать положение определенных частей тела.
  • После объяснений о правильной осанке и показа «идеальной» осанки приступают к выработке соответствующих ей мышечно-суставных ощущений. Используют: тренировку перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль занимающихся; принятие правильной осанки и исправление дефектов у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные при соприкосновении со стеной; исправление дефектов осанки по указанию учителя физкультуры (например: «Галя, разверни плечи!», «Сергей, не сутулься!» и т. п.).
Занятия
  • В подготовительной части занятий,направленнных на формирование навыка правильной осанки, применяются упражнения в построениях и перестроениях, дыхательные упражнения, ходьба.
  • В основной части используются упражнения, обеспечивающие общую и силовую выносливость мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки - создание мышечного корсета; корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Преимущественно применяемые исходные положения в этой части занятия - лежа и стоя в упоре на коленях. В конце основной части обычно проводят подвижную игру, правила которой предусматривают сохранение нормальной осанки.
  • В заключительной части применяются бег, ходьба, упражнения на координацию, дыхательные. Целесообразно включать в эту часть занятия игры на внимание при условии сохранения правильной позы.
  • На занятии также следует использовать упражнения в равновесии и общеразвивающие упражнения: для мышц спины, живота, ягодиц; на растяжение; с гимнастической палкой, обручем; на гимнастической стенке; плавание (брасс) и др.
  • При регулярных занятиях (три-пять раз в неделю по 35-45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки, мышечную асимметрию и прочее

Слайд 1

Осанка человека

Слайд 2

Осанка Разновидности нарушений осанки Проявление боковых искривление позвоночника (сколиоз) Нагрузка позвоночника при поднятии тяжести Положения позвоночного столба Меры профилактики Коррекция осанки Упражнения для формирования правильной осанки Подвижные игры для профилактики нарушений осанки

Слайд 3

Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет). Эталоном для подражания может служить осанка балерин, а так­же спортсменок, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, синхронным плаванием.

Признаки правильной осанки: голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне; если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию; если смотреть сбоку, позво­ночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Слайд 4

Признаки неправильной осанки голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова); плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч); круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад; излишне увеличен поясничный изгиб.

Слайд 5

Как обнаружить дефект

Обнаружить дефекты в осанке можно следующим образом. Ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.

Слайд 6

Неправильная осанка

Неправильная осанка становится причиной раннего появления остеохондроза, неблагоприятного положения внутренних органов (со снижением их функций). Например, привычка сутулиться создает такую позу, которая сжимает грудную клетку, дыхание становится поверхностным и частым. Это затрудняет работу легких, не позволяет насыщать организм кислородом в необходимом объеме. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.

Слайд 7

Разновидности нарушений осанки

Нарушение осанки-это отклонения в положении позвоночника.

Круглая спина: увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это состояние называется сутулостью. Плоская спина: грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена. Седлообразная (кругловогнутая) спина: увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен.

Круглая спина

Кругловогнутая спина

Плоская спина

Слайд 8

Проявления боковых искривлений позвоночника

Возможность проявления сколиоза особенно велика в возрасте 11-15лет, когда быстро растет скелет, а мышечная система отстает в своем развитии.Именно в этот период на осанку влияют сон на мягкой постели, неправильное положение туловища во время сидения и стояния, неравномерная нагрузка на позвоночник. Одна из причин нарушения осанки у детей школьного возраста- неправильная посадка(положение) за письменным столом во время школьных уроков, а также при выполнении домашних заданий или при чтении.

Правосторонний сколиоз

Левосторонний сколиоз

S-образные сколиозы

Слайд 9

Положение позвоночного столба

правильное

Слайд 10

неправильное

Слайд 11

спина согнутая (неправильно)

спина прямая (правильно)

Слайд 12

Меры профилактики

Для предупреждения нарушений осанки соблюдать следующие профилактические меры:

1.При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной.Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища,чтобы не напрягать мышцы. 2.При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу,вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки. 3.Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола. 4.Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине,например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо. 5. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.

Слайд 13

Коррекция осанки

Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако эффект можно ожидать только при систематическом и продолжительном их выполнении. Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании "навыка правильной осанки (на основе мышечно-суставного чувства), позволяющего ощущать положение определенных частей тела. После объяснений о правильной осанке и показа «идеальной» осанки приступают к выработке соответствующих ей мышечно-суставных ощущений. Используют: тренировку перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль занимающихся; принятие правильной осанки и исправление дефектов у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные при соприкосновении со стеной; исправление дефектов осанки по указанию учителя физкультуры (например: «Галя, разверни плечи!», «Сергей, не сутулься!» и т. п.).

Слайд 14

В подготовительной части занятий,направленнных на формирование навыка правильной осанки, применяются упражнения в построениях и перестроениях, дыхательные упражнения, ходьба. В основной части используются упражнения, обеспечивающие общую и силовую выносливость мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки - создание мышечного корсета; корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Преимущественно применяемые исходные положения в этой части занятия - лежа и стоя в упоре на коленях. В конце основной части обычно проводят подвижную игру, правила которой предусматривают сохранение нормальной осанки. В заключительной части применяются бег, ходьба, упражнения на координацию, дыхательные. Целесообразно включать в эту часть занятия игры на внимание при условии сохранения правильной позы. На занятии также следует использовать упражнения в равновесии и общеразвивающие упражнения: для мышц спины, живота, ягодиц; на растяжение; с гимнастической палкой, обручем; на гимнастической стенке; плавание (брасс) и др. При регулярных занятиях (три-пять раз в неделю по 35-45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки, мышечную асимметрию и прочее

Слайд 15

Упражнения для формирования правильной осанки

Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.

Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.

Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной.

В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ

Слайд 16

Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с.

Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице

СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

Слайд 17

ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с, вернуться в и. п.

Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову, плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п.

Слайд 20

Махи прямыми ногами вправо-влево («Маятник»).

Повороты туловища вправо и влево как можно больше. Прямые ноги вместе.

Вис на гимнастической стенке или перекладине.

Слайд 21

Подвижные игры для профилактики нарушения осанки

«Не урони мешочек». Отмечают линии старта и финиша. Рас стояние между ними - 5-10 м. У стартовой линии выстраиваются две-три колонны по 3-4 игрока в каждой. На голове у всех мешочки с песком весом по 100-150 г. Нужно пройти по коридору, обозначенному мелом, гимнастическими палками или скакалками, не по теряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина коридора -30 см. Выигрывает команда, выполнившая задание более быстро и правильно. Методические указания. Коридор можно проходить разными способами, например на носках, держа руки на поясе, или в полуприседе с прямой спиной, руки на поясе и т. д. Находясь в колоннах, И игроки начинают движение со старта после того, как предыдущий игрок пересек линию финиша. При передвижении не следует наклоняться вперед. Можно провести игру, построив игроков на линии старта в одну шеренгу; тогда выиграет тот, кто пересечет линию финиша первым.

Слайд 22

«Салки». Выбирают водящего. Его задача - запятнать (осалить) как можно больше игроков, но только тех, которые не успели вовремя принять правильную осанку. Стоит убегающему принять правильную осанку, он уже в безопасности. Водящему приходится прибегать к хитростям: бежать будто бы за одним игроком, а мимоходом, изловчившись, осалить другого (дотронуться рукой). Осаленные игроки выбывают из игры. Методические указания. Продолжительность игры - 5-10 мин; |два-три раза менять водящего. В конце игры отмечают лучшего водящего и игроков, ни разу не осаленных. После выполнения упражнений на осанку можно повисеть на перекладине, гимнастической стенке и т. д., расслабив мышцы на 15-20 с.

Слайд 2

Красивая осанка - залог здоровья!

  • Слайд 3

    Цели работы

    • Познакомиться с понятием - осанка;
    • Узнать о ее правильном формировании;
    • Узнать, какие методы по исправлению осанки существуют;
    • Понаблюдать за формированием осанки у учащихся нашей школы;
    • Ознакомить учеников с рекомендациями специалистов по сохранению и исправлению осанки.
  • Слайд 4

    Этапы исследования

    • Научная литература;
    • Интернет;
    • Беседа с медицинским работником;
    • Исследование медицинских документов;
    • Подведение итогов.
  • Слайд 5

    Что такое осанка?

    • Осанка – это привычное положение тела во время ходьбы, стояния, сидения и работы.
    • Правильная осанка характеризуется:
      • нормальным положением позвоночника симметричным расположением плеч и лопаток,
      • прямое держание головы и прямые ноги без уплощения стоп.
  • Слайд 6

    Виды осанки:

    • 1 – нормальная;
    • 2 – выпрямленная;
    • 3 – кифотическая;
    • 4 – лордотическая;
    • 5 – сутуловатая;
    • 6 – сколиотическая.
  • Слайд 7

    Сколиоз

    • «сутуловатость»
    • «круглая спина»
    • «вогнутая спина»
    • «кругло-вогнутая спина»
    • «плоская спина»
    • «плоско-вогнутая спина»
  • Слайд 8

    Искривления позвоночника

  • Слайд 9

    Правильная осанка

    При правильной осанке голова и туловище расположены на одной вертикали, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки не выпирают, грудь приподнята, живот втянут, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, стопа без деформаций.

    • спинка парты должна быть отклонена назад на угол 110 градусов;
    • верхний край спинки должен быть на уровне середины лопаток;
    • высота сидения должна соответствовать равной длине голеней.

    Контроль – локти вертикально на столе, третий палец кисти должен доставать до наружного угла глаза.

    Слайд 11

    Проблема

    Одной из наиболее острых проблем, связанных с нарушением здоровья детей в школьный период их жизни, следует считать нарушение осанки. По данным статистики, 80% школьников к концу обучения имеют нарушения Так, например, "болезнью школьника" называют сколиоз, потому что приобретают его чаще всего в школьные годы.Больше всего подвержены сколиозу школьники 6-7 и 12-15 лет, именно в этом возрасте очень быстро растет скелет. Неудивительно, что мышцы, призванные поддерживать позвоночник в прямом положении, не справляются с нагрузкой. Учащиеся низко склоняются над партой, горбятся, одно плечо становится выше другого, и позвоночник деформируется. На ранней стадии такой дефект еще можно исправить, однако, если вовремя этого не сделать, врачам остается лишь диагностировать сколиоз.

    Слайд 13

    Объектом исследовательской работы являются ученики начального школьного возраста – четвероклассники.

    Слайд 14

    Тест №1

    Если положить на голову небольшую книгу и пройти по линии то, в тот момент, когда осанка окажется неправильной - книга упадёт.

    Слайд 15

    Наблюдения в 4-х класах

    • В 4 «а» классе из 19 учащихся с заданием не справились 5 человек
    • В 4 « В» классе из 15 ч не справились 4 человека
    • В 4 «Б» классе из 20 не справились 6 человек
  • Слайд 16

    Слайд 17

    Тест №2

    Простейший способ оценить свою осанку заключается в следующем. Встаньте вплотную спиной к шкафу или стене. Сомкните стопы, смотрите прямо вперед (голова должна касаться стены). Руки опущены по швам. Если ваше тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках - затылок, лопатки, ягодицы, пятки, то осанка хорошая;в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперед (лордоз).

    Слайд 18

    Осанка - стройная спина

    Результаты исследования показывают что у учащихся 4-х классов есть нарушения осанки.

    Слайд 19

    Осмотр осанки

    При осмотре сзади определяются:

    • общий наклон туловища в стороны;
    • положение головы (наклоны в стороны);
    • симметричность надплечий;
    • положение лопаток по отношению к позвоночнику;
    • отклонения позвоночника от средней линии вправо и влево
  • Слайд 20

    Количество учеников в 4-х классах нашей гимназии с нарушением осанки

  • Слайд 21

    Количество учеников 4-х классов с самыми распространёнными болезнями из-за нарушения осанки.

    Слайд 22

    Причины, которые могут привести к нарушениям осанки

    • отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды;
    • социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела;
    • недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия);
    • нерациональная одежда;
    • несоответствие мебели росту ребенка.
    • держать голову необходимо прямо и высоко, чтобы воображаемая черта соединяла мочку уха и плечо
    • не выставлять вперед подбородок и не задирать нос
    • смотреть перед собой, но не в землю.
    • при ходьбе нельзя двигать головой.
  • Слайд 24

    Будьте осторожны!

    При нарушениях осанки нельзя с ходу бросаться «качать мышцы» и «тянуть связки». Упражнения надо подбирать в соответствии с исходным состоянием организма, позвоночника и полных мышц. Чрезмерно большие физические нагрузки для ослабленного организма – примерно то же самое, что обжорство для организма, умирающего от голода.

    Слайд 25

    Правила красивой осанки

    • Еще врачи древности заметили, что осанка отражает не только физическое, но и психическо-эмоциональное состояние человека.
    • "Не надо держать голову, будто она насажена на кол, и не раскачивать ею из стороны в сторону. Не скрещивать руки на груди, не прижимать их к бокам, не расставлять локти, не вертеть веер в руках, не играть пальцами, не поправлять прическу и платье Держать корпус прямо. Не сидеть в кресле так, как будто вы в него вросли, не сползать на край кресла, не ерзать, словно сидишь на иголках, не класть ногу на ногу".
  • Слайд 26

    Стройная фигура

    • Прямая спина
    • Красивый разворот плеч
    • Свободное движение
    • Открытый взгляд
  • Слайд 27

    Занятия на уроках физической культуре

    На каждом занятие по физической культуре мы выполняем упражнения, способствующие формированию навыка правильной осанки. Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется корригирующая гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят во время выполнения различных упражнений (строевых, общеразвивающих), при которых обязательно сохраняется правильное положение тела. Стиль выполнения гимнастических упражнений и требований к технике движений дают основание рассматривать гимнастику, как своего рода «школу осанки».

  • Не все ученики следят за своей осанкой и соблюдают правильную осанку.
  • Слайд 31

    Заключение

    Проведя исследование и изучив литературу, мы выяснили и доказали, что существует проблема нарушений осанки у детей школьного возраста. Между осанкой и здоровьем существует прямая связь. Все отклонения в осанке, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. Нарушения осанки не только портят внешний облик, но могут привести к ряду заболеваний. Дефекты осанки отражаются на состоянии нервной системы. Неправ тот, кто думает, что красивая и правильная осанка дается человеку от природы. Ее нужно воспитывать с детства. В детском возрасте позвоночник очень гибок и податлив. Здоровьесберегающие технологии, которые учителя использует на уроках положительно влияют на динамику в коррекции осанки. Но и ученики должны следить за своей осанкой.

    Слайд 32

    Заключение:

    • Вы сможете выработать у себя правильную, красивую осанку, если прислушаетесь к нашим советам. Утро каждого школьника должно начинаться с зарядки, т.к. утренняя гимнастика дает заряд бодрости на весь день.
    • Итак, правильная осанка – это красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и высокой активности человека.
  • МОУ СОШ № 2

    Яцышена Юлия Николаевна

    Слайд 2

    • Осанка
    • Проявление боковых искривление позвоночника (сколиоз)
    • Нагрузка позвоночника при поднятии тяжести
    • Положения позвоночного столба
    • Меры профилактики
    • Коррекция осанки
    • Подвижные игры для профилактики нарушений осанки
  • Слайд 3

    Осанка

    Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет).

    Эталоном для подражания может служить осанка балерин, а так­же спортсменок, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, синхронным плаванием.

    Признаки правильной осанки:

    • голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне;
    • если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;
    • если смотреть сбоку, позво­ночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).
  • Слайд 4

    Признаки неправильной осанки

    • голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);
    • плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);
    • круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;
    • излишне увеличен поясничный изгиб.
  • Слайд 5

    Осанка. Как обнаружить дефект

    Обнаружить дефекты в осанке можно следующим образом. Ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.

    Слайд 6

    Неправильная осанка

    Неправильная осанка становится причиной раннего появления остеохондроза, неблагоприятного положения внутренних органов (со снижением их функций). Например, привычка сутулиться создает такую позу, которая сжимает грудную клетку, дыхание становится поверхностным и частым. Это затрудняет работу легких, не позволяет насыщать организм кислородом в необходимом объеме. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.

    Слайд 7

    Разновидности нарушений осанки

    Нарушение осанки-это отклонения в положении позвоночника.

    • Круглая спина: увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это состояние называется сутулостью.
    • Плоская спина: грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена.
    • Седлообразная (кругловогнутая) спина:увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен.

    Круглая спина

    Кругловогнутая спина

    Плоская спина

    Слайд 8

    Проявления боковых искривлений позвоночника

    Возможность проявления сколиоза особенно велика в возрасте 11-15лет, когда быстро растет скелет, а мышечная система отстает в своем развитии.Именно в этот период на осанку влияют сон на мягкой постели, неправильное положение туловища во время сидения и стояния, неравномерная нагрузка на позвоночник.

    Одна из причин нарушения осанки у детей школьного возраста- неправильная посадка(положение) за письменным столом во время школьных уроков, а также при выполнении домашних заданий или при чтении.

    • Правосторонний сколиоз
    • Левосторонний сколиоз
    • S-образные сколиозы
  • Слайд 9

    Положение позвоночного столба

    правильное

    Слайд 10

    неправильное

    Слайд 11

    При поднятии тяжести

    • спина согнутая (неправильно)
    • спина прямая (правильно)
  • Слайд 12

    Меры профилактики

    Для предупреждения нарушений осанки соблюдать следующие профилактические меры:

    1. При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной.Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища,чтобы не напрягать мышцы.
    2. При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу,вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.
    3. Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола.
    4. Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине,например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.
    5. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.
  • Слайд 13

    Коррекция осанки

    Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако эффект можно ожидать только при систематическом и продолжительном их выполнении.

    Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании "навыка правильной осанки (на основе мышечно-суставного чувства), позволяющего ощущать положение определенных частей тела.

    После объяснений о правильной осанке и показа «идеальной» осанки приступают к выработке соответствующих ей мышечно-суставных ощущений. Используют: тренировку перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль занимающихся; принятие правильной осанки и исправление дефектов у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные при соприкосновении со стеной; исправление дефектов осанки по указанию учителя физкультуры (например: «Галя, разверни плечи!», «Сергей, не сутулься!» и т. п.).

    Слайд 14

    Коррекция осанки. Занятия

    В подготовительной части занятий,направленнных на формирование навыка правильной осанки, применяются упражнения в построениях и перестроениях, дыхательные упражнения, ходьба.

    Восновной частииспользуются упражнения, обеспечивающие общую и силовую выносливость мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки - создание мышечного корсета; корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Преимущественно применяемые исходные положения в этой части занятия - лежа и стоя в упоре на коленях. В конце основной части обычно проводят подвижную игру, правила которой предусматривают сохранение нормальной осанки.

    В заключительной частиприменяются бег, ходьба, упражнения на координацию, дыхательные. Целесообразно включать в эту часть занятия игры на внимание при условии сохранения правильной позы.

    На занятии также следует использовать упражнения в равновесии и общеразвивающие упражнения: для мышц спины, живота, ягодиц; на растяжение; с гимнастической палкой, обручем; на гимнастической стенке; плавание (брасс) и др.

    При регулярных занятиях (три-пять раз в неделю по 35-45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки, мышечную асимметрию и прочее

    Слайд 15

    Упражнения для формирования правильной осанки

    В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ

    Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.

    Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.

    Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной.

    Слайд 16

    СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

    Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с.

    Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице

    Слайд 17

    ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

    Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с, вернуться в и. п.

    Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову, плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п.

    Вис на гимнастической стенке или перекладине.

    Слайд 21

    Подвижные игры для профилактики нарушения осанки

    «Не урони мешочек». Отмечают линии старта и финиша. Рас стояние между ними - 5-10 м. У стартовой линии выстраиваются две-три колонны по 3-4 игрока в каждой. На голове у всех мешочки с песком весом по 100-150 г. Нужно пройти по коридору, обозначенному мелом, гимнастическими палками или скакалками, не по теряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина коридора -30 см. Выигрывает команда, выполнившая задание более быстро и правильно.

    Методические указания. Коридор можно проходить разными способами, например на носках, держа руки на поясе, или в полуприседе с прямой спиной, руки на поясе и т. д. Находясь в колоннах, И игроки начинают движение со старта после того, как предыдущий игрок пересек линию финиша. При передвижении не следует наклоняться вперед. Можно провести игру, построив игроков на линии старта в одну шеренгу; тогда выиграет тот, кто пересечет линию финиша первым.

    Слайд 22

    «Салки». Выбирают водящего. Его задача - запятнать (осалить) как можно больше игроков, но только тех, которые не успели вовремя принять правильную осанку. Стоит убегающему принять правильную осанку, он уже в безопасности. Водящему приходится прибегать к хитростям: бежать будто бы за одним игроком, а мимоходом, изловчившись, осалить другого (дотронуться рукой). Осаленные игроки выбывают из игры.

    Методические указания.Продолжительность игры - 5-10 мин; |два-три раза менять водящего. В конце игры отмечают лучшего водящего и игроков, ни разу не осаленных.

    После выполнения упражнений на осанку можно повисеть на перекладине, гимнастической стенке и т. д., расслабив мышцы на 15-20 с.

    Посмотреть все слайды

    Презентация на тему: «Формирование правильной осанки»

    • Подготовила:
    • Студентка Ш-22 группы
    • Колесниченко Виктория
    ОСАНКА
    • Осанка – это привычное положение тела стоящего, идущего, сидящего человека. Осанка формируется в возрасте от 5 до 18 лет.
    Основная задача осанки - предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.
    • Основная задача осанки - предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.
    • Осанка выполняет утилитарную задачу. При правильном выравнивании тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом амплитуда движений всех суставов максимальна.
    • Осанка является не только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих.
    • Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника по Ф. Штаффелю.
    • Типы осанки:
    • нормальная осанка
    • круглая спина
    • плоская спина
    • плоско-вогнутая спина
    • вогнуто-круглая спина
    ВИДЫ ОСАНКИ
    • Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.
    Выделяют 5 видов нарушений осанки:
    • Виды нарушений осанки
    • Лордогическая
    • Кифотическая
    • Выпрямленная
    • Сутулая
    • Сколиоз
    Правильная осанка
    • Правильная осанка
    • Голова и позвоночник должны иметь прямое положение.
    • Ключицы должны быть на одной горизонтальной линии.
    • Лопатки симметрично располагаются на одной высоте.
    • При опущенных руках, образованные «пустоты» между ними и контуром талии должны быть одинаковыми.
    • Одинаковая длина ног.
    • Внутренние поверхности стоп должны соприкасаться друг с другом от пяток до кончиков пальцев.
    • Неправильная осанка
    • Несимметричные лопатки и надплечия.
    • Неровное положение позвоночника и головы.
    • Кривая линия ключиц.
    • Неодинаковые треугольники талии.
    • Неровные линии «крыльев» таза.
    • Неодинаковая длина ног, а также неправильное положение стоп. Когда их внутренние поверхности соприкасаются от кончиков пальцев до пяток.
    Диагностика сколиоза
    • Наличие сколиоза у ребенка вы можете определить самостоятельно в домашних условиях. Однако для более точной постановки диагноза следует обратиться к врачу-ортопеду.
    • Для того чтобы определить сколиоз родители в домашних условиях могут:
    • внимательно осмотреть спину ребенка: позвоночник должен быть расположен ровно, посередине спины. Плечи и лопатки должны быть симметричны.
    • попросить ребенка наклониться вперед. Обратить внимание на то, что лопатки должны находиться на одном уровне.
    Недостаточность механизмов регуляции осанки у детей до 9 лет и у лиц пожилого и старческого возраста, связанная с возрастной особенностью нервной системы.
    • Недостаточность механизмов регуляции осанки у детей до 9 лет и у лиц пожилого и старческого возраста, связанная с возрастной особенностью нервной системы.
    • Врожденная недостаточность двигательного стереотипа.
    • Нарушение функции мышц, связанные с их слабостью, повышенным тонусом, укорочением.
    • Отсутствие крепкого, достаточно развитого мышечного корсажа – мышечной системы;
    • Неравномерное развитие мышц спины, живота и бедер, изменение тяги, определяющей вертикальное положение позвоночника;
    • Продолжительная болезнь или хронические заболевания, ослабляющие организм;
    • Последствия рахита;
    • Не соответствующая росту мебель;
    • Неудобная одежда и обувь.
    • Правила для поддерживания правильной осанки.
    • Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?
    • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
    • Правильно сидеть за партой, не горбиться.
    • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
    • Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
    • Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз.
    • Стоять и выполнять различную работу с максимально выпрямленной спиной.
    • Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
    • 1. Стоя прямо. Руки опустите вдоль туловища, далее, отведя их назад сведите в «замок». После этого делайте пружинистые движения, одновременно прогибая спину. Повторить 8-10 раз.
    • 2. Стоя на коленях. Встаньте на четвереньки, образую телом прямоугольные ворота, расстояние между руками и между ногами - одинаковое. При вдохе делайте взмахи, вначале правой рукой и левой ногой, затем И.П., после - смените ногу и руку. Воспроизвести 8-10 раз.
    4. Лёжа на спине. Примите И.П. 3-его упражнения. Обопритесь на локти, и выгибая спину, приподнимите грудь вверх. Во время действия, откиньте назад голову, и зажмите кулаки. Упражнения выполняйте не торопясь, без перерыва.- 5 раз.
    • 4. Лёжа на спине. Примите И.П. 3-его упражнения. Обопритесь на локти, и выгибая спину, приподнимите грудь вверх. Во время действия, откиньте назад голову, и зажмите кулаки. Упражнения выполняйте не торопясь, без перерыва.- 5 раз.
    • 3. Лёжа на спине. Опираясь на полную стопу, ноги согнув в коленях немного их разведите. Руки, согните в локтях и прижмитесь к полу.
    • 5. Сидя. Сядьте на пол, и ноги расположите прямо перед собой, соединив их вместе. Руки расположите сзади. Воспользовавшись ими как рычагом, прогните тело наверх, при этом приподнимая таз и запрокидывая голову назад. Замрите на 4-5 сек., после чего возвращайтесь в И.П. Повторение 8 раз.
    • 6. Лёжа на животе. Лягте лицом вниз, при этом локти слегка согните, ладошками на пол, расположив их по ширине плеч. Распрямив руки, задерите верхнюю часть туловища, делая прогиб спиной, при этом несколько откинув голову кверху. Через 3-5 сек. опуститесь в И.П. Повторить 8 раз.
    • 6. Стоя у стены. Станьте лицом к стенке, и прислонившись к ней ладошками. Затем, не отрываясь от стены, постарайтесь прогнуться назад, на сколько сможете удержать равновесие. Продержавшись в такой позе 4-6 сек. встаньте в И.П. Делайте 5-7 раз.
    • 8. Стоя у стены. Для правильной осанки прижмитесь спиной к стене всем своим туловищем, как можно плотнее. При этом стойте ровно. Сохраните положение 8-10 сек. Повторить 5-7 р.
    Плоскостопие
    • Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов.
    ПРИЧИНЫ ПЛОСКОСТОПИЯ
    • Нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп ослабленных детей оказывается чрезмерной.
    • Связки и мышцы стоп перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинистые свойства. Своды стопы (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное и поперечно-продольное.
    • Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.
    Диагностика плоскостопия
    • В домашних условиях родители самостоятельно могут выявить следующие признаки плоскостопия у детей:
    • Ребенок при ходьбе выворачивает носки стопы наружу – косолапит. Такое бывает при вальгусном плоскостопии у детей. Это может быть следствием того, что мускулатура ноги слаба и ребенок не может поддерживать правильное положение стопы. Правильным положением стоп для ребенка будет такое, при котором они параллельны.
    • Ребенок при ходьбе наступает на внутренний край стопы. Такая походка заметна и хорошо различима.
    • Определить по отпечатку стопы. Для этого понадобиться лист бумаги А-4, и растительное масло. Каплю растительного масла капните себе на руку, разотрите по ладони. Смазанной маслом ладонью смажьте стопы ребенка. После этого, он просто должен встать ножками на лист бумаги. Секунды на 3-4. Далее, пока ребенок вытирает ноги салфеткой, вы смотрите на лист бумаги и видите четкий отпечаток стопы.
    ПОСЛЕДСТВИЯ
    • Изменение формы стопы влияет на ее функцию, изменяет положение таза, позвоночника.
    • Отрицательно влияет на функции позвоночника, а следовательно на осанку и общее состояние ребенка.
    • Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, а в более старшем возрасте может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.
    Профилактика плоскостопия
    • Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.
    Следующим методом профилактики является проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни для развития двигательной активности игрушки подвешивают над кроваткой и раскладывают на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.
    • Следующим методом профилактики является проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни для развития двигательной активности игрушки подвешивают над кроваткой и раскладывают на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.
    • Занятия по развитию движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5-8 минут, а с детьми от 1 до 3 лет - не только индивидуально, но и группами по 4-5 человек: продолжительность занятий постепенно увеличивается до 18 - 20 минут. Для детей 3 лет и старше проводятся специальные гимнастические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.
    • Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3-5 лет - 20 минут, для детей 6-7 лет - 25 минут.
    • Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Большая активность мышц влечет за собой усиление сердечной деятельности, иными словами, тренировку сердца - органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма питательными веществами и обмен газов.