Меню

Индекс толерантности тест на тему. Экспресс - опросник «индекс толерантности» (г.у

Документация

МКОУ Ванзетурская СОШ

Справка по итогам проведения анкетирования

«Индекс толерантности» среди педагогов и обучающихся 7-11 классов

По плану воспитательной работы школы с 20.10 по 24.10.2014 г. среди обучающихся 7-11 классов социальным педагогом: М.А. Косенко было проведено анкетирование «Индекс толерантности».

Цель : выявить условия формирования толерантности у обучающихся и определить порядок их реализации в процессе воспитательной деятельности педагога, изучить представления о толерантности и уровень толерантности педагогов и обучающихся в разных возрастных группах

В настоящее время проблема толерантности приобретает всё большую актуальность. Учитывая, что в нашей школе обучаются люди разных национальностей и вероисповеданий, это исследование становится важным и практически значимым.

Методика исследования:

    Методика диагностики общей коммуникативной толерантности

(В.В.Бойко)

    Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

В исследовании приняли участие обучающиеся 7, 8, 9, 11 классов и педагоги МКОУ Ванзетурская СОШ

Анализируя полученные результаты ответов респондентов по анкете «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» , можно выделить следующее:

В большинстве своем педагоги воспринимают понятие «толерантность» как «проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему» (84%). Далее по значимости на 2-у место большинство педагогов поставили «умение вести равноправный диалог» (60%). На 3-м месте в рейтинге определение толерантности как «готовность пойти на компромисс» (54 %).

Варианты ответов на вопрос

«Что означает для тебя понятие «толерантность»

Количество выборов в %

Обучающиеся

Педагоги

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

«проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему»

68 %

76 %

72 %

78 %

84%

«умение вести равноправный диалог»

46 %

45 %

59 %

59 %

60 %

«готовность пойти на компромисс»

35 %

28 %

36 %

54 %

54 %

«признание за тем, кто мне нравится права быть таким, какой он есть»

25 %

20 %

26 %

19 %

46 %

Такое качество, как «проявление уважения к любому человеку» выбрали большинство обучающихся независимо от возраста (7-8 классы –64%-68%; 9-11 классы – 76%-78%)

Среди ответов на вопрос – «Какие черты свойственны толерантному человеку?» наиболее значимыми оказались, по мнению педагогов, следующие качества:

Уважение к другим (67%);

Способность к сопереживанию (59%);

Терпеливость и взаимопонимание (36%).

Варианты ответов на вопрос

«Какие черты свойственны толерантному человеку?»

Количество выборов в %

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

Педагоги

терпеливость

22 %

уважение к другим

50 %

уважение к себе

12 %

взаимопонимание

умение владеть собой

Способность к сопереживанию

Анализ анкетирования обучающихся показал, что больший процент обучающихся, считают качество «уважение к другим» важной чертой толерантной личности (7-8 класс –50-58 %; 9, 11 классы- 71-66%). Так же обучающиеся считают, качество «умение владеть собой» важной чертой толерантной личности (7-8 классы –14-18%; 9,11 классы- 37-41%).

Это свидетельствует о более осознанном отношении к своему поведению у старшеклассников.

Такие качества, как «способность к сопереживанию»(26-28 %) и «уважение к себе» (15-14 %) выделили лишь незначительное число респондентов.

По мнению участников опроса, наиболее несовместимыми с толерантностью являются:

Педагоги:

хамство (65%);

агрессивность (44%);

раздражительность (45%).

хамство (65%);

агрессивность (57%);

раздражительность (57%)

Варианты ответов на вопрос

«Какие черты несовместимы с толерантностью?»

Количество выборов в %

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

Педагоги

раздражительность

32 %

48 %

52 %

48 %

57 %

хамство

58 %

62 %

68 %

72 %

65 %

агрессивность

37 %

41 %

47 %

52 %

57 %

Из данных сравнительной таблицы видно, что мнение респондентов о качествах, несовместимых с толерантностью, осталось неизменным.

Труднее всего быть толерантными для обучающихся в следующих ситуациях:

Когда тебя предали (77%);

Если сталкиваешься с несправедливостью (73%);

Когда при тебе обижают слабого (50%)

Варианты ответов на вопрос

«В какой ситуации для тебя труднее всего оставаться толерантным?»

Количество выборов (в %)

Обучающиеся

7-11 классов

когда тебя предали

77 %

если сталкиваешься с несправедливостью

73 %

когда задевают твои интересы

39 %

когда при тебе обижают слабого

50 %

Из представленных результатов видно, что большинство подростков не допускают нарушения личностных границ. Кроме названных выше, большой процент участников опроса называют ситуацию «когда тебя обзывают» (49%). Это объясняется тем, что для этого возраста характерно обостренное чувство справедливости по отношению к себе.

Легче всего учащимся проявлять толерантность:

В семье (68%);

В группе друзей (51%);

В общении с учителем (46%)

Среди людей старшего возраста (46%)

В своем классе (36%).

Варианты ответов на вопрос

«Где тебе легче всего быть толерантным?»

Количество выборов (в %)

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

в группе друзей

32 %

36 %

56 %

в общении с учителем

24 %

18 %

26 %

36 %

среди людей старшего возраста

52 %

48 %

53 %

46 %

в семье

48 %

36 %

44 %

68 %

в своем классе

25 %

31 %

26 %

26 %

Следует обратить внимание, что большинству респондентов трудно быть толерантными в своем классе, и даже в группе своих друзей.

Проведенное исследование было направлено так же на изучение уровня толерантности обучающихся.

Особое внимание было обращено на вопросы, связанные с предательством, отношением к различным национальностям и религии.

С утверждением «Если друг предал, надо отомстить ему» не согласны более половины всех респондентов (65%). Причем, этот показатель приблизительно одинаковый как у юношей (60%), так и у девушек (68%), не зависимо от возраста участника опроса.

Сравнительный анализ результатов по утверждениям, связанными с отношением респондентов к людям разных национальностей представлен в таблице.

Утверждение

Количество выборов (в %)

всего

согласен

не согласен

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности.

42%

57%

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей.

52%

47%

К некоторым нациям и народам трудно хорошо

относиться.

66%

34%

Я могу представить человека другой национальности своим близким другом.

60%

40%

Более 60% выборов участников опроса свидетельствуют о том, что к людям некоторых национальностей обучающиеся не могут «относиться хорошо». Несмотря на это, большинство школьников готовы иметь друзей другой национальности, причем девочки выражают большую готовность, чем мальчики. Однако, и те, и другие не испытывают желания видеть в качестве члена своей семьи человека другой национальности, причем мальчики в большей степени, чем девочки.

73% от всех респондентов считают, что любые религиозные течения имеют право на существование. Тем самым, они проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.

Стремление быть более «терпимыми по отношению к другим людям» выразило 65% от всех участников опроса, причем у девочек желание быть толерантными проявляется в несколько большей степени, чем у мальчиков.

78 опрошенных школьников считают, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение. 92% готовы выслушать другие точки зрения. 89% не согласны, что в споре правильной может быть лишь одна точка зрения.

Вместе с тем 68% респондента чаще отвечают грубостью на грубость. 21% готовы отомстить другу за предательство. У 10% респондентов вызывает раздражение, если человек думает не так, как он.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

Понятие «толерантность» понимается обучающимися в большинстве, как «уважение к другому человеку».

Лидирующими качествами, свойственными толерантному человеку, по мнению респондентов, являются: «уважение к другим», «терпеливость», как черта характера, обеспечивающая спокойную реакцию на слова или действия другого, взаимопонимание и сопереживание.

Среди негативных качеств доминируют прежде всего те, которые связаны с неспособностью управлять своими непосредственными эмоциями – «хамство», «агрессия», «раздражительность».

Наиболее болезненными ситуациями, затрудняющими толерантное поведение, оказались ситуации, связанные с предательством и несправедливостью, грубостью по отношению

к своим одноклассникам или людям другой национальности.

Большинству респондентов трудно быть толерантными в своем классе.

Большинство респондентов, как показывают результаты исследования, имеют средний уровень толерантности. Такие результаты показывают, что для обучающихся характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт.

Большинство школьников готовы иметь друзей другой национальности. Однако, и те, и другие не испытывают желания видеть в качестве члена своей семьи человека другой национальности.

Обучающиеся как младшего, так и среднего звена, проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.

Большинство обучающихся имеют низкий уровень социальной толерантности, что указывает на несформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных социальных групп, различных меньшинств, психически больных людей, инвалидов, бездомных.

Более 50% респондентов имеют мотивацию для проявления толерантности.

Для воспитания культуры толерантности обучающихся рекомендуется включать следующие направления формирования толерантности в урочной деятельности, средствами литературы, истории, обществознания, географии, иностранных языков, предметов естественнонаучного цикла, и во внеурочной деятельности :

В начальной школе:

Воспитание культуры толерантности, на данном этапе важно осуществлять по формуле: "родители + дети + учитель".

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

1. Уважение человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

4. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

В средних классах:

В старших классах :

1. Посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся, проведение дискуссий по актуальным проблемам осуществляется формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права.

2. Через организацию проблемных дискуссий по вопросам межкультурных отношений, проблем их собственной культурной идентичности, прав человека, плюрализма мнений, демократической власти, воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, способствовать формированию у обучающихся навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Методики из «практикума по исследованию и диагностики толерантности личности»

2.1. Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Утверждение


Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

15.

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

19.

Беспорядок меня очень раздражает

20.

Любые религиозные течения имеют право на существование

21.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон , могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

В 2001 – 2002 гг. с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия – тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра "Гратис" "Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения". Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах старшеклассниками дважды : до начала занятий и после их завершения.

В 2002 г. также были опрошены студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета и факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также практические психологи г. Москвы, занимающиеся проблемами толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошенных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, и его участники заполняли опросник до и после тренинга. Результаты перечисленных исследований частично представлены в Таблице 1.


Таблица 1. Средние значения индекса толерантности в различных группах

2.2. Вопросник для измерения толерантности

(В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура )


Данный вопросник был первоначально разработан для оценки влияния тренинга толерантности (Солдатова, Шайгерова, Шарова, 2000) на сознание старшеклассников (Магун, Жамкочьян, Магура , 2000). Содержание методики жестко не привязано к конкретным особенностям упомянутого тренинга, и ее можно использовать в более широком контексте.

В отборе и конструировании вопросов авторы опирались на общетеоретические представления о толерантности и на имеющийся в западной социальной психологии опыт измерения данной характеристики. Все вопросы методики направлены на выявление различных установок, поэтому данный вопросник, как и подавляющее большинство других опросников, измеряет, прежде всего, толерантность вербального поведения людей.

В состав вопросника вошли утверждения, направленные на выявление разных видов толерантности: толерантности к представителям других наций, выходцам из других мест, представителям иных культур; толерантности к иным взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; толерантности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.

Хотя вопросник первоначально применялся для подростков, в вопросах , включенных в его состав, почти нет возрастной специфики, и поэтому при незначительной модификации данная методика применима к изучению представителей разных возрастных категорий. При исследовании эффективности воздействия тренинга толерантности методика проводится два раза – до и после проведения тренинга.


Бланк методики

Инструкция: Выразите, пожалуйста, свое отношение к следующим суждениям. Прежде чем отвечать, внимательно прочтите вопрос и все варианты ответа на него . Затем выберите тот вариант ответа, который отражает ваше личное мнение.

Вам нужно поставить любой значок напротив варианта ответа, который Вы выбрали. В вопросах №№ 1, 18, 21, 31, 36, 40 нужно обвести цифру, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Просим Вас не пропускать ни одного вопроса.


Утверждение


Совершенно

не согласен


Пожалуй,

не согласен


Трудно сказать,

согласен или нет


Пожалуй,

согласен


Полностью

согласен


Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей: (выберите что-то одно)

меня это не волнует – 1

верно нечто среднее – 2 ______________________

они вызывают у меня неприязнь и отвращение – 3



Хорошая работа - это такая работа, где всегда ясно, что и как делать

Есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться

Это замечательно , что молодежь может сегодня свободно протестовать против того, что ей не нравится, и поступать по-своему

Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры

Личная свобода в поведении важнее хороших манер

Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова

Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности

Мне не нравятся девушки, которые пренебрегают принятыми в обществе правилами морали

Люди, которые живут в соответствии с установленным порядком, лишают себя в жизни многих радостей

Истинной может быть только одна религия

Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему

Когда учитель не может четко определить, что он хочет сказать, это раздражает

То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру

(На этот вопрос просим ответить только юношей ) Для своей девушки я предпочел бы выраженную женственность

(На этот вопрос просим ответить только девушек ) Для своего парня я предпочла бы выраженную мужественность

Чем скорее мы избавимся от традиционной семейной структуры, где командуют отец или мать, а дети обязаны беспрекословно подчиняться, тем лучше

Человек с иной точкой зрения обычно вызывает у меня: (выберите что-нибудь одно)

интерес и стремление понять его суждения – 1

желание переубедить его – 2

раздражение – 3



Судя по тому, что происходит в стране, нам нужно использовать "сильные средства", чтобы избавиться от преступников и взяточников

Мне нравятся люди, которые во всем сомневаются

Как, по-вашему, мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности, или национальности не стоит придавать значение?

лучше выбирать среди людей своей национальности – 1__________________________

национальности не стоит придавать значение - 2

затрудняюсь ответить – 3



Всегда легче довериться авторитетным людям (специалистам, уважаемым гражданам или религиозным лидерам), чем слушать всяких болтунов, которые вызывают разброд в умах людей

Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки

Я установил(а) для себя четкие жизненные правила и считаю, что другие должны сделать то же самое

Мне хотелось бы пожить в чужой стране

Человек другой культуры обычно пугает или настораживает окружающих

Нет ничего страшного в сексуальных отношениях до брака

Уважение к старшим - одна из важнейших ценностей, которым надо учить детей

Сильная личность не показывает своих чувств

Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение

Меня очень раздражает вид неубранной комнаты
верно нечто среднее – 2

нет – 3


Я никогда не сужу людей, пока не буду уверен в фактах

Люди с другим цветом кожи (другой расы) могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать

Нет ничего аморального или патологического в сексуальных отношениях между людьми одного и того же пола

То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России

Принимая решения, я считаю для себя обязательным считаться с общепризнанными нормами поведения ("что такое хорошо и что такое плохо")
когда как – 2

нет – 3


Некоторые люди слишком сложны, чтобы их можно было понять

Нет такого межнационального конфликта, который нельзя было бы разрешить путем переговоров и взаимных уступок

Было бы лучше для всех, если бы власти ввели цензуру на телевидении, чтобы уберечь общественную нравственность

Если бы я увидел(а), что знакомые дети дерутся (выберите что-то одно) :

я предоставил бы им самим выяснять свои отношения – 1

не знаю, что предпринял бы – 2

постарался бы разобраться в их ссоре – 3



Я люблю общаться с людьми, у которых все четко и определенно

Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие

Не вижу ничего предосудительного в том, что девушки посещают пивные бары

Многие проблемы будут решены, если мы избавимся от психически больных людей

Сражаться со сложной задачей часто более увлекательно, чем решать простую

Многие наши правила в отношении скромности и сексуального поведения - просто условности, и не стоит слишком серьезно к ним относиться

Часто человек не виноват в своих проступках, поскольку его действия определялись внешними обстоятельствами

Идти на уступки - это значит проявлять слабость

Обработка результатов

Полученный балл по пунктам, для которых предусмотрены пять вариантов ответов, подсчитывается следующим образом.

Прямые вопросы (№ 4, 6, 8, 10, 14, 17, 20, 23, 25, 27, 30, 32, 34, 35, 38, 43, 45, 46, 47):

Обратные вопросы (№ 2, 3, 5, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 22, 24, 26, 28, 29,

33, 37, 39, 41, 42, 44, 48):

Вопросы с тремя вариантами ответов (№ 1, 18, 21, 31, 36, 40):



№ пункта

1

18

21

31

36

40

Варианты

ответов


1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Баллы

2

0

-2

2

0

-2

-2

2

0

-2

0

2

-2

0

2

2

0

-2

Вопросы № 1, 3, 7, 10, 12, 13, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 29, 34, 35, 37 оказались особенно чувствительными к воздействию тренинга толерантности. При необходимости измерить аспекты толерантности, в наибольшей степени поддающиеся воздействию, можно ограничиться только этими вопросами.

Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие Бакулина Светлана Дмитриевна

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова)

Обработка результатов. Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» –1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням.

22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Солдатова Г. У., Кравцова О. А., Хулаев О. Е. и др. Психодиагностика толерантности // Психологи о мигрантах и миграции в России: инф. – аналит бюллетень. – М., 2002. – № 4. – С. 59–65.

Из книги Цивилизация Древней Индии автора Бэшем Артур

Из книги Цивилизация классического Китая автора Елисеефф Вадим

СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС В этом справочном индексе, расположенном в алфавитном порядке, можно найти большую часть важных понятий, которые встречаются в этом произведении. Кроме того, как это принято в научных трудах серии «Великие цивилизации», в некоторых статьях авторы

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

Справочный индекс В данный справочный указатель включено большинство важных понятий, которые упоминаются в тексте. Указатель составлен в алфавитном порядке. Кроме того, в соответствии с общим принципом построения серии авторы в некоторых рубриках более детально

Из книги Цивилизация классического ислама автора Сурдель Доминик

СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС

Из книги Цивилизации древней Европы автора Мансуэлли Гвидо

Справочный индекс Этот индекс вовсе не претендует на энциклопедичность. Единственная его цель - упростить для читателя процедуру поиска справочных сведений. Таким образом, по большей части в нем содержатся важные понятия, которые фигурируют в тексте. Кроме того, в

Из книги Цивилизация средневекового Запада автора Ле Гофф Жак

СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС

Из книги Цивилизация классической Европы автора Шоню Пьер

СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС ААбсолютизмТеория абсолютной монархии, сформулированная в Англии и Франции в XVI веке и в остальной Европе в XVII веке. Король обладает абсолютной властью в той степени, в какой он является источником всякой власти, источником закона. Но король осуществлял

Из книги Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт автора Кривич Наталья Алексеевна

Современный государственный праздник. Экспресс-исследование в формате культурологической экспертизы А. С. Макашова Креативным форматом культурологической экспертизы является совместное обсуждение проблем и выработка по отношению к ним нового подхода, причем

Из книги Цивилизация Просвещения автора Шоню Пьер

СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС Настоящий Индекс ни в коей мере не претендует на энциклопедичность. Единственное его назначение - облегчить читателю знакомство с книгой. Именно поэтому он включает в себя большую часть ключевых слов, встречающихся в тексте, с соответствующими

Из книги Цивилизация Древней Греции автора Шаму Франсуа

Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь Пьер

СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС ААвгустГай Октавий Турин, внучатный племянник Цезаря по женской линии, родился в 63 г. до н. э. в год консульства Цицерона и заговора Катилины. Его отец, умерший в 58 г., принадлежал к зажиточной семье из Велибры и был одним из первых представителей этого

Из книги Русская Австралия автора Кравцов Андрей Николаевич

Дальний материк О русской эмиграции в Австралии глазами исследователя А. Кравцова «Два чувства дивно близки нам: // В них обретает сердце пищу// Любовь к родному пепелищу,// Любовь к отеческим гробам» - эти строки Пушкина, написанные им в 1830 г., невольно приходят на память,

Из книги Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие автора Бакулина Светлана Дмитриевна

Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме (1997) 1. Толерантность как безразличиеПервое понимание толерантности, которое я анализирую, было первым и исторически. В некоторых отношениях оно считается классическим и дожило до наших дней. Оно связано с именами

Из книги автора

Негативный аргумент в пользу толерантности Субъект толерантности сталкивается с мнением или действием, которые он считает неправильными. И он не только отвергает их для себя, но и полагает, что для любого человека неверно будет придерживаться этого мнения либо

Из книги автора

Позитивный аргумент в пользу толерантности Положительная сторона толерантности открывает нам другую перспективу. Если толерантность – благо и в ее пользу можно выдвинуть положительные обоснования, нет нужды мыслить ее как что-то такое, чего мы не хотим делать. Но как

Из книги автора

Декларация принципов толерантности Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКОот 16 ноября 1995 г.Государства – члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

Возраст ……., пол……., группа…….

ЭКСПРЕСС-ОПРОСНИК "ИНДЕКС ТОЛЕРАНТНОСТИ"

(Г.У.СОЛДАТОВА, О.А.КРАВЦОВА, О.Е. ХУХЛАЕВ, Л.А.ШАЙГЕРОВА)

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

Если друг предал, надо отомстить ему

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

В споре может быть правильной только одна точка зрения

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

С неопрятными людьми неприятно общаться

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

Беспорядок меня очень раздражает

Любые религиозные течения имеют право на существование

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

В 2001 – 2002 гг. с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия – тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра "Гратис" "Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения". Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах старшеклассниками дважды: до начала занятий и после их завершения.

В 2002 г. также были опрошены студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета и факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также практические психологи г. Москвы, занимающиеся проблемами толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошенных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, и его участники заполняли опросник до и после тренинга. Результаты перечисленных исследований частично представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Средние значения индекса толерантности в различных группах

Студенты ДГУ

Студенты ДГУ (после тренинга)

Студенты психол. фак-та МГУ

Практические психологи Москвы

служащие

Количество респондентов

Среднее значение

ДИАГНОСТИКА РЕАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ (С.С.Бубнова)

Назначение. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Инструкция. Данный опросник направлен на исследование Вашей личности и Ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-.», которые нужно проставить рядом с номером вопроса.

Опросник

Хотите ли Вы лежать на диване и ничего не делать?

Хотите ли Вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

Часто ли Вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

Часто ли Вы помогаете близким по хозяйству?

Считаете ли Вы, что любовь - определяющее чувство в жизни?

Хотите ли Вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?

Хотите ли Вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?

Хотите ли Вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?

Считаете ли Вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?

Считаете ли Вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?

Часто ли Вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?

Вы избрираете свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?

Считаете ли Вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать и т. п.?

Если кто-то из Ваших знакомых заболел, выберете ли Вы время, чтобы его навестить?

Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?

Хотели Вы в школе стать каким-либо организатором?

Если Вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям, коллегам, будете ли Вы переживать по этому поводу?

Считаете ли Вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?

Можете ли Вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?

Считаете ли Вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)?

Главное для Вас - Ваше настроение в данный момент, а что будет потом - не так важно?

Считаете ли Вы, что главное - это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?

Любите ли Вы гулять по лесу, парку?

Как Вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню?

Любовь - это чувство, которое рождается и умирает?

Хотели бы Вы стать ученым или научным сотрудником?

Власть - это почетно и значимо или от неё больше хлопот и всяких неприятностей?

Хотели бы Вы, чтобы у Вас было больше друзей?

Приходило ли Вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной организации (клуба, консультационного пункта, института)?

Много ли своего свободного времени Вы хотели бы уделять общению?

Часто ли Вы задумываетесь о своем здоровье?

Считаете ли Вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?

Если все начать сначала, выбрали бы Вы ещё более высокооплачиваемую работу?

Хотели бы Вы заняться фотографией?

Считаете ли Вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?

Чувство любви для Вас - это первооснова жизни или нет?

Часто ли Вы задаете себе вопрос: «А почему именно так?»

Хотели бы Вы «делать» политику?

Являются ли для Вас общественные явления предметом обсуждения дома, на учебе или на работе?

Если Вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли от одиночества?

Катаетесь ли Вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?

Часто ли Вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?

Главное в жизни - это делать деньги и создавать собственный бизнес?

Часто ли Вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?

Если кто-то из близких долго болеет, будете ли Вы за него выполнять его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?

Любите ли Вы маленьких детей?

Хотели бы Вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т. п.)?

Хотите ли Вы быть похожим на какого-либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?

Важно ли Вам, чтобы Вас уважали сослуживцы за профессиональные знания?

Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?

Вы человек решительный?

Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?

Нормальный отдых - это чрезвычайно важно?

В жизни очень важно накопить материальные средства и передать их детям?

Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

Когда маленький ребенок плачет - это «крик о помощи»?

Для Вас важнее любить самому, чем быть любимым?

«Во всем хочется дойти до самой сути» - это про Вас?

Вы хотели бы, чтобы Ваши дети стали знаменитыми людьми?

Хотели бы Вы, чтобы сослуживцы обращались к Вам за помощью в личном плане, как к человеку?

В общественной жизни пусть остается всё, как есть?

Общение - это лишь пустая трата времени?

Здоровье - это не самое главное в жизни?

Номера вопросов

Обработка и интерпретация результатов

Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентации личности определялась с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а результат записывается в графе «?». По результатам обработки индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по 6-балльной системе), а по горизонтали - виды ценностей.

Перечислим эти ценности в обобщенном виде:

1. Приятное времяпрепровождение, отдых.

2. Высокое материальное благосостояние.

3. Поиск и наслаждение прекрасным.

4. Помощь и милосердие к другим людям.

5. Любовь.

6. Познание нового в мире, природе, человеке.

7. Высокий социальный статус и управление людьми.

8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих.

9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.

10. Общение.

11. Здоровье.

Диагностика интерактивной направленности личности

(Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина)

Инструкция. Вам будет предложен опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами «а», «в» и «с». Вам следует выбрать не тот ответ, который считается желательным или правильным, а тот, который в большей степени соответствует вашему мнению и наиболее ценен для вас.

Отвечайте по возможности быстро, так как важна первая реакция, а не результат долгого обдумывания. В бланке ответов сначала запишите номер вопроса, а рядом с ним - свой ответ в буквенной форме.

Опросник

1.На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) Обойду, не потревожив.

в) Отодвину и пройду.

с) Смотря какое будет настроение.

2.Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?

а) Ничего, какое мое дело?

в) Не знаю, как сложатся обстоятельства.

с) Подойду, заговорю непременно.

3.Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) Тороплюсь в школу (на работу).

в) Если попросят о помощи, не откажу.

с) Звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.

4.Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

а) Предложу свою помощь.

в) Не вмешиваюсь в чужую жизнь.

с) Если попросят, я, конечно, помогу.

5.Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для внучки. Как реагируете на голос?

а) Выражаю сожаление, конечно.

в) Оборачиваюсь, предлагаю уступить..

с) Не знаю, посмотрю, как выглядит эта бабушка.

6.Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете?

а) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами,

в) Ничего, жизнь вообще несправедлива,

с) Вступаюсь за обиженного.

7.Вы дежурный. Подметая пол, находите деньги. Что делаете?

а) Они мои, раз я их нашел,

в) Завтра спрошу, кто потерял,

с) Может быть, возьму себе.

8.Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

а) На шпаргалки, конечно, или на везенье.

в) На усталость экзаменатора - авось пропустит,

с) На себя самого, свои знания.

9.Вам предстоит выбирать профессию. Как будете это делать?

а) Найду что-нибудь рядом с домом.

в) Поищу высокооплачиваемую работу,

с) Выбирать стану творческую работу.

10. Вам предлагают три вида путешествия. Что выбираете?

а) Неизвестные красоты нашей страны,

в) Экзотические страны,

с) Богатые страны.

11. Группа решила произвести уборку помещения. Вы видите, что все орудия труда разобраны. Что делаете?

а) Поболтаюсь немного, потом видно будет.

в) Ухожу домой, конечно.

с) Присоединюсь к кому-нибудь.

12. Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?

а) Соглашаюсь с благодарностью.

в) Сначала узнаю, сколько было таких случаев.

с) Отказываюсь решительно.

13.Вас просят выполнить одно дело. Вам не хочется. Что происходит дальше?

а) Забываю про него, вспомню, если скажут.

в) Выполняю, разумеется.

с) Ищу причины, чтобы дать отказ.

14.Побывали на удивительном вернисаже. Кому-нибудь расскажете?

а) Да, непременно - всем друзьям и знакомым,

в) Не знаю, скажу, если случай подвернется,

с) Нет, пусть каждый живет, как хочет.

15. Группа решает, кому поручить работу. Вам эта работа нравится. Что делаете?

а) Прошу поручить мне.

в) Жду, когда кто-то назовет мою кандидатуру.

с) Ничего не делаю, пусть будет, как будет.

16.Собрались ехать на дачу к другу. Вам звонят, просят отложить планы ради дела. Что говорите?

а) Еду на дачу, как было договорено.

в) Не еду, конечно.

с) Спрошу друга, что скажет.

17.Вы решили завести собаку. Что вас устроит?

а) Бездомный щенок.

в) Взрослый пес с известным нравом.

с) Щенок редкой породы с родословной.

18.Стрелки часов указывают на конец занятий. Преподаватель просит пять минут. Ваша реакция?

а) Напоминаю о праве на отдых,

в) Соглашаюсь,

с) Как все, так и я.

19.С вами разговаривают оскорбительным тоном. Как реагируете?

а) Отвечаю тем же.

в) Не замечаю, это не имеет значения.

с) Разрываю связь.

20.Вы плохо играете на скрипке, но родители просят сыграть для гостей, хваля вас. Что делаете?

в) Разумеется, не играю.

с) Приятно, что хвалят, но увиливаю.

21.Задумали принять гостей. Чем озабочены?

а) Угощениями, конечно,

в) Программой общения,

с) Ничем - они же мои друзья.

22.Школу закрыли на карантин. Как реагируете?

а) Как все, гуляю, наслаждаюсь свободой.

в) Создаю программу самостоятельных занятий.

с) Живу в ожидании новых сообщений.

а) Отдаю - жизнь дороже,

в) Постараюсь убежать от них.

с) Подарков не отдаю.

24.При вас хвалят вашего знакомого. Что вы чувствуете?

а) Мне неудобно, слегка завидую.

в) Рад, мои достоинства от этого не уменьшаются.

с) Меня не касается, ничего не чувствую.

25.Наступает Новый год. О чем думаете?

а) О подарках, конечно, и о елке,

в) О новогодних каникулах,

с) О новом этапе своей жизни.

26.Какова роль музыки в вашей жизни?

а) Нужна для танцев,

в) Является фоном жизни,

с) Возвышает душу.

27.Уезжаете надолго из дома. Как себя чувствуете вдали от дома?

а) Снятся родные места.

в) Лучше, чем дома.

с) Не знаю, надолго не уезжал.

28.Меняется ли ваше настроение во время информационных телепередач?

а) Нет, если мои дела идут хорошо,

в) Да, и постоянно,

с) Не замечал.

29.Проводится благотворительный сбор книг. Вы участвуете?

а) Отбираю интересные книги, приношу.

в) У меня нет книг, ненужных мне.

с) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу.

30.Можете ли назвать 5 дорогих вам мест на земле, 5 интересных общественно-исторических
событий, 5 дорогих вам имен выдающихся людей?

а) Безусловно, могу.

в) Нет, на свете так много интересного.

с) Не знаю, не считал.

31.Слышите сообщение о подвиге человека. О чем думаете?

а) У этого человека была своя выгода.

в) Повезло прославиться.

с) Глубоко удовлетворен, не перестаю удивляться.

Ориентация на личные (эгоистические интересы)

Ориентация на взаимодействие и сотрудничество

Маргинальная ориентация

Назначение. Изучение вектора интерактивной направленности и личностной социализации у современных школьников.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл, а несовпадающие - 0 баллов. В соответствии с этим подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству баллов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида направленности можно говорить, исходя из следующих показателей:

24 балла и выше - высокий уровень;

14-23 балла - средний уровень;

13 баллов и менее - низкий уровень.

Ориентация на личные (эгоистические) интересы связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обусловливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.

Ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Как правило, высокий уровень данной шкалы соответствует оптимальной социализации и адаптации.

Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.

ТИПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

(Г.У.СОЛДАТОВА, С.В.РЫЖОВА)

Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других групп.

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.

1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

4. Этноэгоизм – данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида (Солдатова, 1998).

В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений – индикаторов, интерпретирующих конец фразы: "Я – человек, который…" Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия.

Бланк методики

Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

Я – человек, который…

Согласен

Скорее согласен

В чем-то согласен, в чем-то нет

Скорее не согласен

Не согласен

предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам

считает, что межнациональные браки разрушают народ

часто ощущает превосходство людей другой национальности

считает, что права нации всегда выше прав человека

считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения

предпочитает образ жизни только своего народа

обычно не скрывает своей национальности

считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности

часто испытывает стыд за людей своей национальности

считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа

не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную

нередко чувствует превосходство своего народа над другими

любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов

считает строго необходимым сохранять чистоту нации

трудно уживается с людьми своей национальности

считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей

безразлично относится к своей национальной принадлежности

испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь

готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия

считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов

часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности

считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами

считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории

раздражается при близком общении с людьми других национальностей

всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре

считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур

не уважает свой народ

считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу

никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам

считает, что его народ не лучше и не хуже других народов

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:

"согласен" – 4 балла;

"скорее согласен" – 3 балла;

"в чем-то согласен, в чем-то нет" – 2 балла;

"скорее не согласен" – 1 балл;

"не согласен" – 0 баллов.

Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):

1. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).

2. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).

3. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).

4. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).

5. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).

6. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).

В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.

Анкета-Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

Если друг предал, надо отомстить ему

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

В споре может быть правильной только одна точка зрения

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

С неопрятными людьми неприятно общаться

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

Беспорядок меня очень раздражает

Любые религиозные течения имеют право на существование

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" - 1 балл, "полностью согласен" - 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" - 6 баллов, "полностью согласен" - 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1,9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 - низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 - средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 - высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2,4,7, 11, 14, 18,21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

4. Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.