Меню

Как взаимодействуют фнс и фтс россии. О взаимодействии фтс россии и фнс россии Слияние фтс и фнс правоохранительный блок

Бухгалтерия

Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил до мая 2018 года определиться с созданием единого фискального органа, сославшись на опыт ряда стран, где таможенная служба объединена с налоговой. Об этом чиновник заявил, выступая на коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС). По словам главы ФНС Михаила Мишустина, такая инициатива не обсуждалась в ходе недавней встречи с президентом.


По словам Игоря Шувалова, до вступления страны в новый политический цикл - до мая 2018 года - следует определиться с решением о создании единого фискального органа. «Во многих странах он существует, я к этому постоянно и налоговые органы, и наших таможенников подвожу»,- заявил первый вице-премьер в ходе выступления на коллегии ФНС.

Объединение ФНС с Федеральной таможенной службой (ФТС) обсуждается уже несколько лет. Службы долгое время обеспечивали примерно равные по объему поступления в бюджет. Однако с началом цифровизации процессов в ФНС налоговые поступления в бюджет существенно опережают таможенные сборы. В 2016 году ФТС обеспечила 4,4 трлн руб. поступлений в бюджет, ФНС - 6,9 трлн руб. Согласно проекту бюджета на 2018–2020 годы эта разница увеличится еще больше. В 2018 году сборы ФТС планируются на уровне 4,8 трлн руб., а сборы ФНС - 9 трлн руб, к 2020 году - 5 трлн руб. и 9,8 трлн руб. соответственно.

По словам Игоря Шувалова, «если это будет лучше и понятнее для государства, которое получит совершенно стабильный доход через администрирование этой службы, и лучше для граждан и юридических лиц, такое решение следовало бы принять в мае».

Как заявил журналистам глава ФНС Михаил Мишустин, на встрече c президентом Владимиром Путиным в понедельник тема создания единого фискального органа не обсуждалась. «ФТС не известно, было ли обсуждение этого вопроса в правительстве или администрации президента. Если было - то представители службы на него не приглашались»,- сказали “Ъ” в службе. По словам же заместителя главы Минфина Ильи Трунина, правительство пока не готовит конкретных документов по реализации этой инициативы. Сейчас, считает замминистра, следует обсуждать выстраивание сквозных механизмов взаимодействия ФНС и ФТС, когда информация с момента таможенного декларирования транслируется в налоговый орган, что, в свою очередь, помогает выявить «потерю» таможенной, а затем и налоговой стоимости.

Татьяна Гришина, Татьяна Едовина


Как идет реформа ФТС

Федеральная таможенная служба в августе отчиталась перед представителями бизнеса о первых шагах проводимой службой реформы администрирования. Речь шла о сервисах, упрощающих предоставление таможне разрешительных документов, таких как «личный кабинет» участника ВЭД. Впрочем, пока автоматизация обмена данными между ведомствами не спасает предпринимателей от дополнительных проверок. Среди особо проблемных была названа ситуация с валютным контролем при экспортно-импортных сделках.

Мнение эксперта

Владимир Иванович Булавин, Руководитель Федеральной таможенной службы

Стенограмма выступления В. И. Булавина на совместном заседании коллегии ФТС России и ФНС России 19 сентября 2018 г.

В мае текущего года руководством страны определены национальные цели и задачи в развитии Российской Федерации до 2024 года. Одна из основных стратегических задач состоит в ускоренном экономическом развитии страны. Важную роль в ее исполнении должна сыграть совместная деятельность ФТС России и ФНС России, направленная на обеспечение полноты поступления денежных средств в федеральный бюджет, создание комфортных условий проведения бизнеса, снижение доли теневого сектора в экономике.

С 2016 года таможенные и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. За это время накоплен значительный опыт совместной работы как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных органов. Под руководством Правительства Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, основой которых является сопряжение ведомственных информационных систем и систем управления рисками.

В настоящее время в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов используются более 80 программных средств, автоматизирующих все процессы таможенного дела. С их помощью формируются 67 информационных ресурсов, позволяющих принимать управленческие решения, сокращая возможные риски, нарушения законодательства. Обеспечена возможность осуществления круглосуточного мониторинга процессов совершения таможенных операций в режиме онлайн информационной системой «Малахит». Анализ осуществляется более, чем по 400 различным показателям в разрезе ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

На сегодняшний день нашими ведомствами по утвержденным регламентам организован обмен информацией из баз данных. Его объем ежегодно увеличивается. Только в 2018 году таможенная служба направила в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В свою очередь мы получили от налоговых служб более 7 млн записей о банковских счетах участников ВЭД, которые имеют задолженность по уплате таможенных платежей. Также мы получили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства.

Поступающие сведения от ФНС России и других государственных органов используются в аналитических системах, в системе управления рисками, на этапе постконтроля и в рамках правоохранительной деятельности. Информация о рисках в отношении налогоплательщиков включена в алгоритм автоматического категорирования участников ВЭД. Машина самостоятельно осуществляет анализ сведений по каждой компании и принимает решение без участия должностных лиц, к какой категории отнести ту или иную организацию. Благодаря этому удалось существенно расширить сектор низкого уровня риска, в отношении участников которого значительно снижена частота применения мер таможенного контроля, что упрощает административные процедуры и способствует сокращению сроков оформления товаров. Сейчас свыше 8 тысяч декларантов входит в зеленый сектор. Из них 6700 налоговой службой также отнесено к категории низкого уровня риска. На долю добросовестных участников ВЭД приходится чуть более 60% от общего количества деклараций на товары и 80% от общей суммы подлежащих к уплате таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров.

Своевременный обмен информацией способствует работе по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. ФТС России предоставляет информацию о лицах, имеющих задолженность по оплате штрафов, о нарушении прибыли валютного законодательства, а также данные о выявленных признаках недостоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц. За последние три года нами передано информации о более, чем 3,5 тысяч таких организаций.

Важнейшим направлением работы, выстраиваемой на основе обмена информацией и осуществляемой под руководством Министерства финансов, является формирование национальной системы прослеживаемости товаров, которая в дальнейшем будет составной частью единого механизма прослеживаемости Евразийского экономического союза. В перспективе это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки на всем пространстве Евразийского экономического союза. В конечном итоге это позволит объединить в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его жизненного цикла.

Отдельным элементом системы прослеживаемости стала автоматизация контроля за ввозом и оборотом маркированного товара. В ходе организации пилотного проекта по маркировке меховых изделий и изделий из меха, автоматизированной проверочной операции, сопоставления сведений, содержащихся в декларациях на товары, со сведениями, полученными из государственных информационных систем маркировки, позволяет выявлять случаи нелегального оборота товаров. При этом процесс проверки занимает всего одну минуту. Введение системы маркировки позволило в 2017 году увеличить в 1,5 раза количество задекларированных меховых изделий и увеличить в 2 раза объем таможенных платежей.

Результат информационного обмена широко применяется при совместной организации проведения таможенного и налогового контроля. Практика показывает рост результативности подобных мероприятий. За последние три года было проведено более 2 тысяч совместных проверок, по результатам которых таможенными органами было начислено 8,5 млрд рублей.

Подводя итоги нашего взаимодействия, отмечу следующие принципиальные моменты:

  1. внедрено в практическую деятельность ведомств планирование совместной работы как на уровне центрального аппарата, так и на региональном уровне;
  2. на постоянной основе налажен взаимный обмен информацией из баз данных;
  3. реализуется совместное использование сил и средств при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Самое главное, что от этой деятельности есть конкретный результат и значительный профилактический эффект. Достигнутый уровень совместной работы позволяет планировать нашу дальнейшую совместную деятельность. Совершенствование взаимодействия таможенных и налоговых органов должно быть основано на внедрении новых цифровых технологий, передовых практик и максимальной автоматизации процесса. Этому будет способствовать проводимое в настоящее время ФТС России масштабное реформирование таможенных органов. С 2017 года мы приступили к созданию сети территориально распределенных электронных таможен и центров электронного декларирования. До 2020 года планируется создать 8 региональных электронных таможен с центрами электронного декларирования во всех федеральных округах, электронную авиационную таможню московского авиаузла, специализированные центры электронного декларирования (морские, акцизные, энергетические). Имеющиеся информационные ресурсы сосредоточатся в главном центре обработки данных и будут обеспечивать комплексную автоматизацию деятельности таможенных органов. Это позволит перейти на новый уровень нашего взаимодействия, предполагающего передачу большого объема данных в режиме времени, близкого к реальному.

Мы должны и дальше совершенствовать систему межведомственного электронного взаимодействия. Необходимо обеспечить интеграцию баз данных других федеральных органов исполнительной власти, получить доступ к сведениям информационно-аналитических агентств, системного учета торговых сетей, а также наладить информационный обмен с нашими зарубежными коллегами. Получаемая информация должна автоматически встраиваться в алгоритмы работы информационных систем наших ведомств. Это позволит создать эффективный инструмент контроля, обеспечивающий с одной стороны надежные барьеры для недобросовестных предпринимателей, а с другой стороны делающий максимально незаметным действия наших ведомств для законопослушного бизнеса.

Уверен, что формат сегодняшнего мероприятия позволит предметно и всесторонне обсудить наиболее важные вопросы взаимодействия таможни и налоговых служб, а также выработать комплексные меры, направленные на повышение эффективности и качества нашей работы. Задачи, поставленные Министром финансов перед ФТС России, будут выполнены.

НОВО-ОГАРЕВО, 25 октября. /ТАСС/. Объединение Федеральных таможенной и налоговой служб оправдано, уверен руководитель ФТС Владимир Булавин.

"Объединение таможни и ФНС в один блок оправданно и дает результаты?" - поинтересовался у Булавина президент России Владимир Путин во время рабочей встречи. "Под эгидой и координирующей ролью министерства финансов оправданно, и уже в настоящее время есть вполне конкретные результаты, темпы наших совместных действий мы намерены и в дальнейшем наращивать", - отметил глава ФТС.

По его словам, специалисты обеих служб в нынешнем году активно работают "по созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей". "Этот процесс предполагает интеграцию наших информационных ресурсов, сопряжение систем управления исками, координацию действий по категорированию объектов предпринимательской деятельности, внедрение механизмов прослеживаемости товаров и сквозного контроля, а также совместные и скоординированные проверочные мероприятия, особенно по такой таможенной процедуре, как контроль после выпуска товаров", - перечислил Булавин.

Он привел первые результаты совместных проверочных мероприятий: "Уже проведено 514 проверочных мероприятий, доначислено таможенных платежей на сумму 1,5 миллиарда рублей". "По данным ФТС России, налоговыми органами также доначислено более 1,9 миллиона рублей", - добавил Булавин.

Руководитель ФТС заверил, что "взаимодействие происходит не только на уровне центральных ведомств, но и на уровне окружных управлений, и, что самое главное, на уровне субъектов Российской Федерации".

"Хорошо", - оценил Путин.

Оптимизация таможенных процедур

Владимир Булавин доложил Владимиру Путину об оптимизации таможенных процедур для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Во время встречи с главой государства Булавин отметил, что своей ближайшей задачей видит "выполнение плана по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет, содействие внешней торговле, улучшение делового и инвестиционного климата в стране, создание комфортных условий в таможенной сфере для участников внешнеэкономической деятельности".

Он выразил уверенность, что таможня должна быть быстрой с точки зрения прохождения таможенных процедур, "умной", то есть оцифрованной, имеющей доступ к необходимым информационным ресурсам, эффективной с точки зрения наполнения бюджета. При этом, по его словам, "дальнейшее развитие таможенных органов напрямую связано с развитием телекоммуникационных, информационных систем".

Булавин доложил, что на сегодня практически 100% таможенных деклараций выпускаются в электронном виде, за исключением случаев, специально оговоренным актами кабмина. Как правило декларирование происходит с использованием такого информационного ресурса, как Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности.

По словам Булавина, введение предварительного информирования о ввозимых товарах по автомобильным или железной дорогам позволило существенно сократить время таможенных операций: на железнодорожных пунктах пропуска - до двух часов, на автомобильных пунктах пропуска - до 18 минут.

Ведомство в режиме эксперимента также занимается вопросами автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска. "Каждая третья декларация по экспорту нами регистрируется в автоматическом режиме. Это привело к существенному сокращению времени таможенных операций при импорте", - доложил президенту чиновник. Так, сейчас время совершения таможенных операций при импорте составляет 1 час 35 минут, что в 30 раз быстрее, чем в 2013 году, при экспорте продолжительность прохождения процедуры сократилась в 5 раз - до 47 минут, уточнил Булавин.

ФТС за девять месяцев текущего года перечислила в федеральный бюджет 3,156 млрд рублей, что на 3% больше плановых показателей. "Все плановые значения выполнены в полном объеме. В доходную часть федерального бюджета (за девять месяцев) перечислено 3 трлн 156 млрд рублей, это составляет 103% к контрольным цифрам Министерства финансов", - добавил глава ФТС.

Ведомство рассчитывает по итогам 2016 г. выполнить план в 4,358 млрд рублей по поступлениям в федеральный бюджет. Об этом в эфире телеканала "Россия 24" сообщил замглавы ведомства Руслан Давыдов.

"Мы план выполняем, и по итогам трех кварталов, на сегодняшний день, собрано почти 3,5 трлн руб. (с начала 2016 г. - прим. ред.) ФТС в бюджет Российской Федерации", - сказал он, уточнив, что плановое задание на конец года - 4,358 трлн руб.

"Мы надеемся его как минимум выполнить", - добавил Давыдов.

К маю 2018 года правительство должно определиться с вопросом объединения налоговой и таможенной служб. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на коллегии ФНС . Для многих чиновников, присутствовавших в зале, это оказалось неожиданностью, пишут «Ведомости».

Идея не новая: последний раз такая дискуссия закончилась в 2015 году решением создать единую информационную систему двух служб и передать ФТС и ФНС под кураторство Минфина . В чем смысл объединения налоговиков и таможенников?

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей «ФНС за последние годы реально стала оцифрованной, понятной потребителю. Каждый человек, если он это захотел, получил личный кабинет, он понимает, когда и сколько платить налогов. Более того, информационные системы ФНС очень сильные, проникающие в каждую пору экономической жизни. С этой точки зрения ничего технологически нового в расчетах, которые ведет Федеральная таможенная служба , нет. Безусловно, у нее должны оставаться пограничные пункты, переходы и остальная инфраструктура, но штаб управления потоками, которые контролирует ФТС, практически тот же самый, что и у ФНС. В этом смысле мне объединение кажется очень логичным. Отдельно хочу сказать очень добрые слова в отношении руководителя ФНС Мишустина. Он понятен всем предпринимателям, и в этом залог успеха потенциального слияния. Идея сокращения бюрократического аппарата витает в воздухе. Хочу напомнить, что в процентном отношении бюрократический аппарат, который мы сейчас содержим, вдвое, если не вчетверо больше, чем в Советском Союзе. В Советском Союзе люди за 70 лет общения друг с другом поняли, что это гиря, которая невыносима. Поэтому практически каждые четыре года Госплан СССР вместе с ЦК КПСС в приказном порядке сокращали аппараты на 10%. Сегодня они разрослись до неимоверных размеров, а дальше я не буду говорить вам про „мигалки“, 13-е зарплаты, социальные пакеты. Это практически невыносимо. Если бизнесу правила понятны - а с ФНС они сейчас понятны абсолютно, если доверие есть - а оно возникает, безусловно, бизнес будет только аплодировать и в воздух чепчики бросать».

Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «На первом этапе, я думаю, это принесет некоторые негативные результаты, как у нас всегда бывает, когда происходят управленческие перестройки, наблюдается шатание и негативная турбулентность. Но, в принципе, если они организуют, а я думаю, в течение полугода возможно организовать работу, то с точки зрения администрирования налогов это может дать положительный эффект. Сейчас же проблема не только в том, что не хватает средств, а не хватает именно административных функций по сбору налогов. Даже при существующей ситуации можно собирать больше на 10-15%, даже на 20%. Но процесс администрирования иногда проводится слабо. Поэтому я бы не сказал, что данное объединение прямо сейчас решит какие-то проблемы по сбору средств, но если организационно все пройдет удачно, то это может дать позитивный вклад в бюджет страны».

Против объединения ФНС и ФТС выступали руководители обеих служб, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Как говорил в октябре в интервью изданию руководитель ФТС Владимир Булавин , некоторые страны шли по такому пути, но, например, в Канаде через несколько лет службы опять разделили.

О cоздании единой информационной базы служб ФНС И ФТС, рассказали главы ведомств на совместном заседании коллегий. Таким образом снимается вопрос о физическом объединении двух ведомств. Обмен данными о нарушениях налогового законодательства, долгах по таможенным платежам, о таможенных декларациях создает полное досье на деятельность бизнесменов и позволит выявить деятельность фирм-однодневок.

Уже сейчас ведомства активно обмениваются данными своих баз, в том числе благодаря созданию электронных таможен, которые будут расположены на госплощадях. Это исключает непосредственный контакт декларанта и должностного лица. В планах ФТС создать 8 электронных таможен и 8 центров электронного декларирования.

Сведения о рисках в отношении налогоплательщиков включены в алгоритмы автоматического категорирования участников ВЭД. Все данные включены в систему автоматического категорирования участников ВЭД по степени благонадежности. Например, в электронном досье участника ВЭД, применяется информация из системы управления рисками налоговой службы. Налоговые службы направили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства. В 2018 году таможенники направили в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Налоговые и таможенные органы должны продолжить совместную работу по улучшению качества администрирования и ликвидировать административные барьеры для добросовестного бизнеса. Перед ФТС стоит задача по увеличению до конца года количества пользователей сервиса «единый лицевой счет», не менее чем в два раза. При этом, доля уплачиваемых платежей пользователями должна составлять не менее 50% от общей суммы. Игорь Ребельский, учредитель компании VIGTrans, логистический оператор и таможенный брокер, прокоментрировал нововведения с точки зрения бизнеса: "Сейчас многие процессы таможня пытается автоматизировать, например, единый лицевой счет, это очень правильно и удобно". К сожалению, на практике не редкость техничсекие сбои при переносе данных о денежных средствах со счетов региональных таможен на ЕЛС. Технические сбои при декларировании товаров в момент перехода участника ВЭД на ЕЛС.

По словам главы ФТС Владимира Булавина, дальнейшая работа будет направлена на построение единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей на основе современных цифровых технологий. Это позволит выставить барьеры для недобросовестных предпринимателей и сделать максимально незаметной деятельность ведомств для законопослушного бизнеса. Глава налоговой службы добавил, что в результате повысилась результативность скоординированных с ФНС России контрольных мероприятий.