Меню

Презентация социальное служение и просветительская деятельность церкви. Социальная и просветительская деятельность Русской Православной Церкви в провинции во второй половине XIX - начале XX веков: на материалах Смоленской губернии Ивочкин Демьян Анатольев

Основы бизнеса

а последние годы Русская Православная Церковь значительно усилила работу в области социального служения и благотворительности. Эта работа осуществляется на общецерковном и епархиальных уровнях через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата (ОЦБСС МП), возглавляемый архиепископом Солнечногорским Сергием, Управляющим делами Московской Патриархии. Каковы же основные направления РПЦ в наши дни?

1) Значительное место в деятельности Отдела занимают медицинские программы. Одним из наиболее важных направлений в социальном служении Русской православной церкви сегодня, как и прежде, является помощь страдающим людям в рамках медицинских учреждений (больниц, госпиталей). В конце 1990 г. в Санкт-Петербурге рядом с Духовной академией открылась первая в нашей стране после 1917 г. церковная благотворительная больница святой блаженной Ксении Петербургской.

Руководство Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя святителя Алексия совместно с Отделом и Правительством Москвы приступило к созданию на базе больницы патронажной службы, призванной обеспечить уход за больными и престарелыми людьми. В настоящее время такого рода патронажная служба уже функционирует в Южном округе Москвы. В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу больница Московского Патриархата является одной из немногих клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно.

При Всероссийском центре психического здоровья Академии медицинских наук России функционирует психиатрическая служба, которая оказывает бесплатную помощь лицам, направленным на лечение приходами Москвы, Московской области и других епархий. На постоянном диагностическом наблюдении находятся 250 человек. В клинике одновременно проходят лечение 20 больных – на некоммерческой основе. В 1996 г. создана специальная реабилитационная служба. Через Отдел по церковной благотворительности возможна госпитализация больных в 1-ю психиатрическую больницу им. Н.А. Алексеева (б. Кащенко), где пастырское попечение о душевнобольных осуществляет настоятель больничного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Силами сотрудников клиники и Отдела на территории этой психиатрической больницы в июле 1996 г. воздвигнута мемориальная часовня.

Значительным событием явилось подписание в марте 1997 г. Соглашения о сотрудничестве между РПЦ и Министерством здравоохранения России. Данное соглашение открыло широкие возможности для расширения окормления пациентов клиник для разработки совместных с медицинскими учреждениями благотворительных проектов.

Специфической особенностью милосердной и благотворительной деятельности религиозных организаций является ее неразрывная связь, ее единство с ре­лигиозной проповедью, с миссией. «Более 200 сестер милосердия, окончивших училище при храме царевича Димитрия, не только оказывают медицинскую помощь, но несут дела милосердия страждущим ряда больниц г. Москвы». Идея единства милосердия и миссии заложена в основу «Концепции возрождения духовного просвещения и благотворительности Русской православной церкви», а также организационной и функциональной структуры Комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности.

Православное духовенство полагает, что благотворительность и милосердие должны быть тесно связаны с религиозной проповедью. «Милосердие – форма христианской проповеди» . Отсюда необходимость в специально подготовленных кадрах» обладающих не только необходимой профессиональной подготовкой, но и нравственными качествами. Такие кадры сегодня готовятся в сети училищ сестер милосердия, в рамках братства врачей, при некоторых больницах и др.

Антиалкогольная программа. Уже в 50-е годы XIX столетия в России начали появляться первые приходские общества трезвости. В 1882 г. святой праведный Иоанн Кронштадтский открыл в своем приходе Дом трудолюбия, где духовно возрождались многие падшие люди. К началу XX в. практически в каждой епархии имелось общество трезвости. В 1912 г. в Москве состоялся первый всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе.

Несколько лет назад Русской православной церковью начата антиалкогольная программа. Она, и в этом ее специфика, ведется по принципу так называемых «семейных общин трезвости», где параллельно с лечением алкоголиков проводится работа с членами их семей в целях создания вокруг них атмосферы сочувствия и поддержки. В 1996 г. активно развивалась антиалкогольная программа Отдела. Сейчас в России функционирует 25 семейных клубов трезвости, еще 8 готовы к открытию. В Отделе юстиции города Москвы зарегистрировано общественное движение «На пути к трезвости», в Попечительский совет которого входят представители Русской Православной Церкви.

Детская программа. Значительное внимание в деятельности РПЦ уделяется и детским программам. В связи с этим следует упомянуть деятельность школы-приюта во имя преподобного Сергия Радонежского в Медведкове. В школе, где проживают, учатся и получают воспитание более 70 детей из наиболее неблагоприятных семей, имеется часовня, в которой совершаются молебны, Таинство Крещения, проводятся катехизические беседы. Посильное участие в душепопечении сирот и беспризорных детей – воспитанников приюта принимает настоятель Покровского храма в Медведкове протоирей Порфирий Дьячек. Воспитанники школы-приюта в свободное от учебы время не только посещают театры, цирки, занимаются в кружках, отдыхают в летних лагерях, но и с раннего возраста приучаются к оказанию помощи престарелым – жителям близлежащих домов.

Кроме того создано общество помощи детям-сиротам и инвалидам во имя святых бессребрянников Косьмы и Домиана и др. Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Московской патриархии учрежден международный благотворительный центр преподобного Серафима Саровского. Задачей центра является оказание необходимой комплексной помощи в духовном воспитании, профессиональной подготовке воспитанников детских домов и детей, нуждающихся в социальной защите, а также создание материальных условий для начала их самостоятельной жизни.

Социальная деятельность РПЦ в сфере образования. Живая практика РПЦ трудами многих священников мирян-катихизаторов, родителей и самих обучаемых породила многообразные формы религиозного образования, катихизация мирян и миссионерства:

· воскресные школы при храмах;

· евангелические кружки для взрослых;

· группы подготовки взрослых ко крещению;

· православные детские сады;

· православные группы в государственных детских садах;

· православные гимназии, школы, лицеи;

· православные факультативны в частных и государственных школах;

· систематические беседы по определенным программам в храмах;

· публичные лекции в храмах;

· лекции по отдельным предметам, темам и проблемам в вузах;

· православные курсы катихизаторов;

· Православный Свято-Тихоновский богословский институт;

· Православный университет Иоанна Богослова и другие подобные ему высшие учебные учреждения;

· организованные паломничества;

· православные детские, юношеские и семейные лагеря;

Помощь престарелым и инвалидам . Характерно в этом отношении деятельность православного общества «Надежда и спасение», которое оказывает разнообразную помощь престарелым людям на дому. Доброй традицией стало проведение благотворительных вечеров и концертов для престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда с участием духовенства и детских хоров воскресных школ.

Программа по борьбе с безработицей. Знамением времени стала проблема безработицы. Её решение также находится в сфере внимания РПЦ Сейчас совместно с храмом святых апостолов Петра и Павла в Лефортове Отдел разрабатывает программу по созданию рабочих мест. Планируется, что безработные прихожанки будут заниматься на дому швейным делом. Кроме того, вопросы женской безработицы призван решать и созданный при Отделе Координационный совет женских благотворительных организаций. Думается, и сестричества, и братства могут и должны самым активным образом участвовать в деле церковной благотворительности, в решении целого ряда социальных проблем. Этому процессу способствует подписанное в текущем году Соглашение о сотрудничестве Русской Православной Церкви с Министерством социальной защиты.

Особым направлением социального служения Русской православной церкви в современных условиях является работа с беженцами , организация продовольственной, наиболее нуждающимся соотечественника в странах ближнего зарубежья и республиках РФ.

В сотрудничестве с государственными и общественными организациями Отдел оказывает консультативную, а по мере сил и материальную помощь в виде одежды, продуктов питания, проездных документов.

Проблемам оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам был посвящен ряд конфессий и семинаров Русской православной церкви (Чечня, Северная Осетия и Ингушетия), помощь была оказана на сумму 500 тыс. долларов. США.

Оказание помощи жертвам стихийны бедствий и чрезвычайных ситуаций. Весьма характерным является то факт, что благотворительная помощь и милосердная поддержка оказывается независимо от национальной и религиозной принадлежности. По этому поводу Отделом проводилась конференция, где принимали участие представители духовенства, в том числе и московского.

Работа с заключёнными. Все большее место в милосердной деятельности православия занимает работа с заключенными. Церковь не забывает и своих чад, преступивших черту закона и справедливо оказавшихся лишенными свободы. Священники, несмотря на приходскую загруженность, идут к страждущим, неся им слово Истины. В октябре 1994 года в домодедовском Учебном центре состоялась совместная конференция представителей исправительных учреждений и Церкви. С обеих сторон были высказаны пожелания дальнейшей совместной работы в деле духовного просвещения и воспитания осужденных. Благодаря открытости и не формальности подхода руководства данного управления к проблеме воспитания лиц, оказавшихся в заключении, в настоящее время более чем в 60 исправительно-трудовых учреждениях, изоляторах открыты православные храмы, часовни, молельные дома. Анализ почты из мест заключения свидетельствует о великом значении храма в деле духовной поддержки заключенных и их исправления.

Подобная деятельность осуществляется во многих исправительно-трудовых колониях. (Например, в исправительно-трудовой колонии № 33 в Саратове, где в 1992 г. был освящен храм блаженной Ксении Петербургской, в исправительно-трудовой колонии № 5 в Санкт-Петербурге, где самими заключенными был построен новый храм во имя священномученика Вениамина Петроградского. Храм был освящен патриархом Московским и веся Руси Алексием II, передавшим в дар заключенным Библию и др. религиозную литературу) .

Общеизвестно, что пребывание осужденных в тюрьмах мало способствует их нравственному исправлению. Обычно в заключенном видят, прежде всего, преступника, а основной формой воздействия на него считается наказание. Вернувшиеся на свободу люди часто вновь становятся на путь пре­ступления. Общение с осужденными верующих, духовных лиц строится на принципиально иной нравственно-психологической основе. Человека, совершившего преступление, они «отделяют» от самого преступления. Они видят в этом человеке не столько виновника, сколько жертву злой воли. Такая психологическая установки позволяет священнослужителю или верующему-мирянину в общении с осужденным избежать позиции морального превосходства, роли воспитателя в ее упрощенном понимании. «Священник не просто побеседует и утешит, – пишет иеромонах Сергий, первый за последние 70 лет церковнослужитель, посетивший Бутырскую тюрьму. – Он разделит со страждущим его непосильную нравственную ношу, будет сострадать вместе с ним» .

Медицинская и патронажная помощь. Социальное служение в разных сферах активно развивает и ряд московских приходов. Так, приход во имя благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице с помощью сестричества осуществляет медицинскую и патронажную помощь. Сестры милосердия по окончанию училища, а также прихожане храма трудятся в самых трудных отделениях 1-й градской больнице в качестве медсестер по уходу за больными и санитарок. В патронажной службе работают и прихожане храма, которые обслуживают на дому больных, проводят уборку квартир, стирку, готовят еду, покупают продукты. Те, кто имеет медицинское образование, осуществляют медицинское образование, осуществляют медицинский уход – инъекций, перевязки, внутренние вливание, кормление, личную гигиену, частичную реабилитацию больных. Члены сестричества не только несут послушания в 1-й градской больнице, опекая одиноких больных и осуществляя патронажную службу на дому, но и занимаются с детьми-сиротами, посещая детский дом № 12, Свято-Димитриевский приют, приют для несовершеннолетних детей города Москвы, помогая заключенным, а также социально не обеспеченным слоям населения и больницам.

Не меньше в этом направлении трудится и приход святителя Митрофана Воронежского. При нем организован Медико-просветительский центр «Жизнь», который ставит своей целью информировать россиян о таком тяжком греховном явлении, как аборт. За три года сотрудниками Центра прочитано около 800 лекции в школах, училищах, институтах. Проведено более десятка разных передач, семь телепрограмм и более 20 публикации в различных изданиях, посвященных этой тематике. Общий тираж брошюр и листовок достиг миллионов экземпляров. Установлены связи с 598 медицинскими учреждениями, куда регулярно направляются издания Центра. Существует патронажная, окормляющая 8 тяжелобольных людей, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться.

Активно занимается благотворительной деятельностью и братство святителя Филарета, митрополита Московского, при храме Всех Святых б. Новоалексеевского монастыря, готовящего открытие богадельни при данном приходе. Систематически оказывается помощь неимущим, престарелым, слепым, многодетным благодаря постоянным доставкам гуманитарной помощи по каналам братства из США и Бельгии.

Социальное служение РПЦ в Вооружённых силах. Реформы и духовное возрождение нашего общества в немалой степени коснулись и воинских коллективов Российской Армии. В 1996 г. мы стали свидетелями тесного и плодотворного сотрудничества российского воинства и Православной Церкви. Такое сотрудничество – веление времени, оно обусловлено возрождением государственно-патриотической идеи и лучших традиций верного служения Отечеству.

Чуть больше года прошло с того момента, как был образован Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, но первые итоги его деятельности видны уже сейчас.

На сегодняшний день подписаны совместные заявления с пятью министерствами и ведомствами, имеющими воинский контингент. Совместно с Федеральной пограничной службой утвержден перспективный план взаимного сотрудничества. Кроме того, в развитие и дополнение начатого сотрудничества с Министерством внутренних дел было подписано Соглашение о сотрудничестве, где предусмотрен ряд мероприятий, основная цель которых – преодоление духовно-нравственного кризиса, укрепление правопорядка и законности. Готовится к подписанию подобное соглашение с Министерством обороны, где будет предусмотрено развитие отношений в вопросах патриотического воспитания, духовно-нравственного просвещения военнослужащих, определены практические шаги реализации их религиозных потребностей.

Хочется отметить, что хотя с Министерством обороны взаимных мероприятий было больше, чем с кем-либо еще, но и остальные ведомства не оставались в стороне. Священники Отдела по взаимодействию с Вооруженным Силами и правоохранительными учреждениями в дни праздников посещали госпиталь в Балашихе, поздравляли раненых воинов с праздником и вручали им подарки.

Программа по церковному взаимодействию с государством и обществом в социальной области. В этой связи был создан Общественный совет, в состав которого вошли руководители научных центров, известные политические и культурные деятели. РПЦ предпринимаются усилия для налаживания контактов с благотворительными фондами других конфессий – мусульманскими, буддийскими, используется опыт зарубежных благотворительных организаций, усилия отдельных граждан.

Итак, в настоящее время значительно активизировалась благотворительная деятельность верующих Русской православной церкви. Возникло много православных благотворительных фондов и обществ, целью которых является милосердно-благотворительная деятельность, консолидация прогрессивных сил России и других стран во имя возрождения и развития традиций христианского милосердия, содействие в реализации инициатив, связанных с гуманностью, милосердием и благотворительность организаций и граждан, формирование и финансирование целевых проектов и программ, прежде всего в сфере здравоохранения и социального обеспечения, организации домов общественного призрения для неимущих и обездоленных.

Деятельность православных благотворительных организаций, обществ, фондов направлена на оказание помощи отдельным лицам, в ней нуждающимся, и целым социальным группам (например, беженцам, мигрантам и т.п.), на финансирование и организацию социальных программ благотворительного характера (их направленность варьируется в зависимости от целей того или иного фонда, от создания сети благотворительных столовых, магазинов, раздаточных пунктов, центров социальной адаптации до медицинской помощи и заботы о детях, помощи заключенным, воплощения принципов христианского милосердия в области просвещения и воспитания, участия в практическом возрождении православных милосердия и благотворительности, православных святынь и т.п.); на изучение отечественного и зарубежного опыта милосердно-благотворительной деятельности и др.

Вместе с тем следует отметить и существующие проблемы в организации усилий тех лиц и организаций, которые хотят приобщиться к милосердно-благотворительной работе церкви. В первую очередь это связано с пока еще ощутимым недостатком опыта. Обмен опытом, координация милосердно-благотворительной деятельности между православными,иными религиозными и светскими организациями является сегодня насущной необходимостью в развитии милосердно-благотворительной деятельности в России и странах СНГ.

Постоянную помощь епархиям, приходам, монастырям в делах милосердия и благотворительности оказывает Отдел церковной благотворительности и социального служения, включая и конкретную материальную помощь, и консультативное содействие. Отдел выпускает ежемесячный вестник «Диакония», рассылаемый во все епархии. В целом институт милосердия Русской православной церкви представляется организованным и упорядоченным на основе согласия по проблеме милосердия сообществом верующих, где рациональные установления определяют не только права и обязанности членов сообщества, но и фиксируют источники финансирования и поддержки милосердно-благотворительной деятельности со стороны различных социальных институтов, спонсоров. Нормальное функционирование этого института зависит от совместимости специфических ценностей религии с фундаментальными ценностями общества, христиан с представителями других конфессий, а также неверующими.

При изучении опыта милосердно-благотворительной деятельности Русской православной церкви следует иметь в виду особенности ее исторической эволюции. Если до эпохи Петра I благотворительная деятельность среди населения целиком находилась в руках церкви и монастырей, то начиная с XVIII в., когда церковь была подчинена государству, размеры этой деятельности значительно сокращаются. Социальной работой среди населения начинают заниматься, прежде всего, государственные (светские) учреждения. Оживление милосердно-благотворительной деятельности церкви наступило после 1905 г., чтобы исчезнуть после 1917 г.

В настоящее время начинается по существу новый этап в милосердно-благотворительной деятельности православия. Развитие этой деятельности наталкивается на недостаток материальных средств. Поиски этих средств ведутся по разным направлениям, в том числе и на путях развития предпринимательско-хозяйственной деятельности церковных организаций и монастырей, обращения к помощи спонсоров, меценатов и т.п.

При налаживании контактов, особенно наместах– в епархиях и приходах, между светскими социальными работниками и представителями православных организаций можно столкнуться с тем фактом, что последние порою склонны осуществлять социальное служение по преимуществу среди единоверцев. Вместе с тем деятели Русской православной церкви отмечают и прямо противоположный факт. Так, профессор-протоиерей Глеб Каледа свидетельствует: «…Организаторы православного милосердия отмечают, что часто легче привлечь людей с добрым сердцем, но почти неверующихили неофитов, недавно крещенных и воцерковляющихся, чемтак называемых церковных православных людей» .

За годы своего существования Русская православная церковь накопила большой опыт милосердно-благотворительной деятельности, которая сегодня активно возрождается. Конечно, как и всякий иной, этот опыт имеет не только достоинства, но и недостатки, но в целом он может во многом послужить духовному возрождению нашего Отечества. «А ведь духовное возрождение – это не только строительство храмов, открытие монастырей, это – создание храмов в душах людских, возрождение милосердия и великодушия, столь свойственных когда-то русскому Православию».

Такова распространенная работа, которую РПЦ проводит в сфере социального служения. К сожалению объективная социально-экономическая ситуация в стране свидетельствует о том, что необходимость в подобной работе не только еще долго будет существовать, но с каждым годом будет увеличиваться.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Охарактеризуйте основные этапы становления и развития православной благотворительности?

2.В чем заключается специфика церковной благотворительности до 1917 г.?

3.Почему советская модель социального обслуживания населения противопоставлялась как частной, так и церковной благотворительности?

4.По каким направлениям осуществляется благотворительная деятельность РПЦ на современном этапе?

5.Какие недостатки присущи современному социальному служению РПЦ?

Литература

1. Архиепископ Никодим Мир и свобода (доклад на религиозной конференции в Голландии) // Журнал Московской патриархии. – 1963. – № 1. – С. 39 – 44.

2. Благотворительность и милосердие: Сб. науч. тр./ Федер. служба занятости России, Поволж. фил. рос. учеб. центра; Под. общ. ред. акад. В.Н. Ярской. учеб центра. Нижний новгород, 1997. – 242 с.

3. Вучетич Е. Проблема общественного служения в работах М.М. Тараева // Журнал Московской патриархии. – 1992. – № 9. – С. 45 – 46.

4. Голубинский Е.Е. История русской церкви. – М.: 1997. – 926 с.

5. Донской юридический институт: Учёные записки. Т. 7. Римский С.В. Русская православная церковь в ХIХ в./ Ответственный редактор Е.И. Дулимов. – Ростов-н/Д.: ДЮИ. – 1997. – 384 с.

6. Доклад Патриарха Московского и всея Руси АлексияII на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (18 февраля 1997 г.) // Журнал Московской патриархии. – 1997. – № 3. – С. 12 – 82.

7. Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы. // Журнал Московской патриархии. – 1997. – № 2. – С. 16 – 33.

8. Изборник 1076 года: [Тексты и исследования]./ Под ред. С.И. Коткова. – М.: Наука. –1965. – 1091 с.

9. Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1.: Очерки по истории русской церкви. – М.: Изд-во Терра, 1992. – 568 с.

10. Климов С.В. Христианский смысл милосердия // Милосердие: Учеб. пособие / [Горбунов В.В., Вихнових В.Л., Зуев С.В. и др.]; [Под ред. Мчедлова М.П.]; Рос. независимый ин-т социал. и нац. пробл., Исслед. центр «Религия в соврем. о-ве», Акад. социал. работы. – М.: Росспэн, 1998. – С. 23 – 89.

11. Концепция возрождения духовного просвещения и благотворительности // Журнал Московской патриархии. – 1991. – № 7. – С. 40 – 42.

12. Международная конференция «Роль религии в профилактики наркомании и превентивном антинаркотическом образовании» // Журнал Московской патриархии. – 1996. – № 4 – 5. – С. 30 – 37.

13. Монастыри в Российской Империи / [Исполн. В.В. Зверинским]. – СПб.: Центр. стат. ком. м-ва внутр. дел, 1887. – 106 с.

14. Писемский В. и др. Православие и экономика // Журнал Московской патриархии – 1992. – № 9. – С. 40 – 45.

15. Протоиерей М. Чельцов. Православное пастырство и общественная деятельность. // Журнал Московской патриархии. – 1994. – № 10. – С. 96 – 111.

16. Профессор протопресвейер В. Боровой. Церковь Христова, её природа. Автокефальные поместные Церкви // Журнал Московской патриархии. – 1993. – № 10. – С. 8 – 19.

17. Русское православие: вехи истории./ Науч. ред. А.И. Клибанов. – М.: Политиздат, 1989. – 719 с.

18. Святейший патриарх Алексий II: О социальном служении церкви. I пленум Советского фонда милосердия и здоровья // Журнал Московской патриархии. – 1991. – № 7. – 39 – 40.

19. Святой Иоанн Кронштадский в воспоминаниях современников / [Сост., авт. предисл. и комент. С.Л. Фирсов]. – М.: Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т: Братство во Имя Всемилостивого спаса, 1994. – 207 с.

20. Темникова Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества / Калуж. гос. пед. ун-т. – Калуга, 1996. – 93 с.

  • Александр Сергеевич Пушкин завершил все предыдущее литературное развитие русской литературы и открыл новый этап ее исторического движения. 1 страница
  • Александр Сергеевич Пушкин завершил все предыдущее литературное развитие русской литературы и открыл новый этап ее исторического движения. 2 страница
  • Александр Сергеевич Пушкин завершил все предыдущее литературное развитие русской литературы и открыл новый этап ее исторического движения. 3 страница
  • Александр Сергеевич Пушкин завершил все предыдущее литературное развитие русской литературы и открыл новый этап ее исторического движения. 4 страница

  • Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 152).

    Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (). Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения – Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (). «Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» ().

    Научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. В центре этого научения – «Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (). А потому, как свидетельствует апостол Павел, «и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ().

    Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его .

    Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:

    46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».

    78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».

    47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».

    7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

    О том же говорил и святитель : «Вера и крещение – суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою» («О Святом Духе», глава 12).

    Эта практика находит также свое отражение в трудах древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении.

    Просветительское служение Церкви, основанное на учительстве, включает в себя катехизацию и религиозное образование. Катехизация – это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Религиозное образование – это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.

    Настоящий документ, основываясь на Священном Писании , постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и святоотеческих подходах к оглашению, определяет основные направления, формы и содержание просветительского служения Русской Православной Церкви.

    I. Организация просветительского служения Церкви

    Просветительское служение в Русской Православной Церкви осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.

    I.1. Просветительская работа на общецерковном уровне

    На общецерковном уровне катехизическую и религиозно-образовательную работу возглавляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (далее – Синодальный отдел). Синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях.

    Синодальный отдел:

    вносит для рассмотрения Священноначалием проекты нормативных документов, регламентирующих образовательную и катехизическую деятельность Русской Православной Церкви;

    обращается к епархиальным архиереям и руководителям профильных структурных подразделений епархий, направляет им свои нормативные документы и методические материалы, запрашивает соответствующую информацию;

    осуществляет взаимодействие с другими Синодальными структурами по вопросам организации и координации образовательной и катехизической деятельности;

    контролирует функционирование системы подготовки кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности;

    контролирует состояние образовательной и катехизической деятельности на общецерковном и епархиальном уровнях;

    осуществляет информационное сопровождение образовательной и катехизической деятельности;

    проводит экспертизу учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы и аудио- и видеоматериалов для использования в Русской Православной Церкви;

    организует и проводит образовательные конференции, чтения, конкурсы.

    I.2. Просветительская работа на епархиальном уровне

    Общее руководство епархиальными подразделениями, действующими в области катехизической и религиозно-образовательной деятельности, осуществляет правящий архиерей. Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел (или профильный ответственный епархиальный сотрудник), который в своей работе руководствуется общецерковными нормативными документами, указаниями правящего архиерея, рекомендациями Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.

    Осуществляя организационную и методическую деятельность в области катехизации и религиозного образования, профильный епархиальный отдел (ответственный епархиальный сотрудник):

    определяет методику и формы проведения огласительных бесед и бесед перед Таинством Венчания;

    курирует работу действующих и инициирует создание новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координирует реализацию иных форм духовно-просветительской деятельности;

    курирует, координирует, контролирует деятельность православных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев);

    проводит конференции, съезды, семинары образовательной и катехизической тематики;

    осуществляет методическую поддержку реализации всех форм и направлений образовательной и катехизической деятельности в епархии;

    взаимодействует с органами государственного управления, образовательными учреждениями, средствами массовой информации и общественностью в пределах сферы ответственности;

    проводит анализ отчетов по образованию и катехизации из благочиний и предоставляет утвержденный епархиальным архиереем сводный отчет в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации;

    организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности, а также проводит их аттестацию.

    В соответствии с пунктом 18 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–4 февраля 2011 года) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в епархиях может создаваться профильная коллегия. Коллегия, являясь совещательным органом, формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с типовым Положением, принимаемым Священным Синодом.

    I.3. Просветительская работа на благочинническом уровне

    На уровне благочиния общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного сотрудника, ответственного за катехизическую и образовательную работу в благочинии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем профильного отдела епархии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии.

    Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии:

    осуществляет взаимодействие с епархиальным отделом, участвует в работе коллегии при нем, в благочиннических и епархиальных мероприятиях в области образования и катехизации;

    осуществляет регулярное взаимодействие с приходскими катехизаторами, директорами воскресных школ и координирует их деятельность;

    осуществляет регулярное взаимодействие с директорами православных образовательных учреждений, участвует в представлении их интересов перед государственными и муниципальными органами;

    помогает настоятелям приходов, в штат которых не входит приходской катехизатор, в организации и осуществлении катехизической деятельности по направлениям, указанным в п. 1.4;

    организует мероприятия в области образования и катехизации в масштабе благочиния;

    проводит анализ приходских отчетов по катехизации и деятельности воскресных школ;

    составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности по соответствующей форме, согласовывает их с профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником) и утверждает у благочинного;

    регулярно повышает квалификацию на епархиальных или общецерковных курсах повышения квалификации.

    I.4. Просветительская работа на приходском уровне

    На приходском уровне общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы находятся в компетенции настоятеля. Попечение об этой работе должно быть возложено на штатного приходского катехизатора, в тех приходах, где есть возможность создать такую должность. Решение об освобождении прихода от необходимости иметь данную штатную единицу принимает благочинный по представлению настоятеля с последующим докладом епархиальному архиерею. Такое решение может быть принято в отношении малочисленных приходов, в первую очередь находящихся в сельской местности и малых городах.

    Деятельность воскресной школы для детей по благословению настоятеля организует директор воскресной школы.

    По благословению настоятеля прихода осуществлять катехизическую деятельность могут клирики прихода, студенты и выпускники духовных школ и профильных учебных заведений, а также миряне, получившие соответствующее образование и квалификацию катехизатора. При этом деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство.

    Приходской катехизатор и директор воскресной школы назначаются на должность и освобождаются от должности настоятелем, зачисляются в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию, подчиняются настоятелю и согласовывают свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с ответственным за катехизическую и религиозно-образовательную работу в благочинии.

    Соответствующие программы и мероприятия прихода оплачиваются из средств прихода и привлеченных средств.

    Приходской катехизатор организует или проводит:

    огласительные беседы перед Таинством Крещения со взрослыми, детьми сознательного возраста, родителями и восприемниками малолетних детей, а также беседы с лицами, желающими вступить в брак; эти беседы дополняют личное пастырское общение священника с готовящимися принять Таинства;

    занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения;

    библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения;

    работу службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;

    духовно-просветительскую работу во время паломнических поездок, организованных приходом;

    разработку и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.

    Приходской катехизатор:

    осуществляет регулярное взаимодействие с помощником благочинного по катехизации и профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником);

    по благословению настоятеля участвует в благочиннических и епархиальных мероприятиях катехизической направленности;

    составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности, утверждает их у настоятеля и предоставляет помощнику благочинного по катехизации;

    регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.

    II. Направления, формы и содержание просветительского служения Церкви

    II.1. Оглашение

    Оглашение – это совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения.

    Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.

    Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера () и покаяние () желающих креститься.

    Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.

    В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью.

    Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания , основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.

    При отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования:

    Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла Таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.

    После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением Таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.

    В случае совершения Крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после Крещения при первой возможности.

    При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии.

    Восприятию Крещения как события, важнейшего в личной жизни человека и значимого для церковной общины, будет способствовать должная подготовка к принятию Таинства, возрождение древней практики его совершения в присутствии и при участии прихода в соединении со Святой Евхаристией в Великую Субботу, в навечерие Рождества и Богоявления.

    II.2. Духовное просвещение крещеных людей

    Неотъемлемой частью жизни прихода должны стать систематические духовно-просветительские беседы и занятия, которые могут проводиться в форме воскресной школы или в иных формах. Более сложной и эффективной формой систематического духовного просвещения мирян являются богословские курсы, которые могут быть организованы на одном из крупных приходов и осуществлять свою деятельность в рамках города, благочиния или епархии.

    В связи с этим одним из направлений развития катехизического служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровне должно стать создание и обеспечение деятельности информационных ресурсов в интернет-пространстве, организация работы общедоступных библиотек и медиатек, издание и распространение духовно-просветительской литературы.

    Необходимо расширять практику изучения на приходах Священного Писания в форме библейских бесед и кружков. Изучение и обсуждение Библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже понимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни, а также содействовать возрождению и развитию церковно-приходских общин. Следует также проводить для прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению Таинств и обрядов Православной Церкви.

    В больших приходах рекомендуется создавать консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, привлекая для этого служения как клириков храма, так и духовно просвещенных мирян. Современный опыт церковно-приходской жизни свидетельствует об эффективности индивидуальных просветительских бесед с заходящими в храм невоцерковленными людьми. Особого попечения требуют люди, которые пришли в храм из-за случившегося горя. В храмах рекомендуется размещать стенды с духовно-просветительской информацией, издавать и распространять общедоступные миссионерские, катехизические и духовно-просветительские материалы.

    Предметом особого пастырского попечения настоятелей приходов должно стать повышение уровня церковной грамотности сотрудников храма, а также забота об их духовно-нравственном совершенствовании. Рекомендуется организовывать для них соответствующие специфике их служения духовно-просветительские беседы, поощрять их к получению церковного образования, контролировать их отношение к прихожанам.Одной из важных форм современной церковной жизни являются паломнические поездки. Настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и ответственным мирянам следует помнить, что экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой духовно-просветительский потенциал, который необходимо правильно использовать для проповеди Слова Божия и наставления паломников в православной вере.

    Основной формой православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей и подростков являются церковно-приходские (воскресные) школы.

    Деятельность церковно-приходских школ ориентирована на всестороннее воцерковление детей и юношества, на усвоение учащимися христианских нравственных норм и на активное включение их в церковную жизнь. Для достижения этой цели наряду с учебным процессом необходимо уделять значительное внимание организации внеучебной деятельности церковно-приходских школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных спектаклей, хорового пения и художественного творчества, участия детей и подростков в социальном служении прихода.

    Настоятель прихода должен иметь особое попечение о повышении уровня богословских и педагогических знаний преподавателей, воспитателей и руководителей церковно-приходских школ.

    Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает уделять особое внимание подготовке верующих к Таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей.

    По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении.

    Церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания.

    Большое значение имеет размещение и распространение духовно-просветительской информации в родильных домах и женских консультациях, проведение катехизических бесед о христианском понимании любви и брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами средне-специальных и высших учебных заведений. Важным направлением развития духовно-просветительской деятельности Церкви является создание и организация работы различных форм православных консультаций по вопросам семьи и брака.

    ***

    Православная Церковь обладает богатым и разнообразным опытом просветительской деятельности, основанной на Священном Писании и святоотеческой традиции. Современный мир, переживающий состояние духовно-нравственного кризиса, остро нуждается в живом христианском свидетельстве о Церкви, которая совершает «разумное служение» ( Церковь ревностно совершать «служение слова» (), чтобы помочь современному человеку найти путь к Богу, познать истину и обрести вечную жизнь в Царстве Божием.

    Образовательная деятельность Церкви является одной из важнейших составляющих ее просветительного служения.

    Просвещение в христианском понимании - приобщение мира к свету Христовой истины. Оно осуществляется не только в виде христианского образования, но и как миссия, то есть проповедь христианской истины, обращенная к неверующим, и катехизация, то есть научение вере, приобщение к православной традиции, связанное с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. Основой просветительной деятельности Церкви является свидетельство о Боге Троице и спасительной миссии Христа. Задачами просветительной деятельности является возгревание любви ко Христу, желания следовать за Ним и исполнять Его заповеди.

    Православное просвещение должно начинаться в семье не только с рождением, но и еще до рождения ребенка. Поэтому семейное воспитание - предмет особого попечения Церкви. Сама организация жизни семьи, ее уклад являются лучшим средством духовно-нравственного воспитания, а лучшим методом воспитания - пример родителей. Именно семья определяет благополучие человека и общества, именно она является хранительницей религиозных традиций, так как формирование личности человека начинается еще в утробе матери.

    Церковь направляет усилия как на укрепление института семьи в целом, так и на развитие программ воспитания, включая обучение будущих и молодых родителей воспитанию детей в православной вере. Церковь развивает семейные просветительные проекты, систему семейных воскресных школ (одновременное участие в просветительных проектах на приходе детей и их родителей, благодаря чему вхождение в лоно Церкви членов семьи происходит наиболее гармонично), ведет иную работу в данной сфере.

    Церковь отстаивает приоритетное право родителей на воспитание своих детей.

    Целям просвещения служат церковное богослужение, устная и печатная проповедь, знакомящая с Православием литература, включая святоотеческое наследие, катехизаторские беседы, приходское консультирование; просвещение также может осуществляться в таких формах как лектории, чтения, конкурсы, детские олимпиады; деятельность церковных древлехранилищ, музеев и библиотек; паломнические и экскурсионные поездки, краеведение; реабилитационно-воспитательная и социально-педагогическая работа, в том числе в рамках воскресных школ.

    Основными направлениями деятельности воскресных школ являются вероучительное (комплекс базовых вероучительных программ) и дополнительное (комплекс дополнительных занятий, направленных на воспитание активной и многогранной личности православного христианина, среди которых выделяются такие направления как культурно-просветительное, социальное, военно-спортивное, паломническое).

    Стандартизация деятельности воскресных школ призвана способствовать повышению качества в данном направлении просветительной деятельности. Будучи структурным подразделением прихода, воскресная школа призвана содействовать укреплению (формированию) приходской общины.

    Церковью осуществляется подготовка и аттестация педагогов воскресных школ и преподавателей вероучительных дисциплин. Стандарты и другие документы, регламентирующие их деятельность, разрабатываются профильным синодальным отделом.

    Заботясь о качестве просветительной деятельности воскресных школ, профильный синодальный отдел осуществляет:

    1) обобщение опыта работы воскресных школ;

    2) организацию разработки стандартов и учебно-методических материалов силами учебно-методических объединений, экспертных сообществ и специалистов;

    3) учет кадровых потребностей воскресных школ при определении церковного заказа на подготовку специалистов.

    Деятельность катехизаторских курсов регламентируется в соответствии с документами, разработанными синодальным отделом, и включает системное знакомство с православным вероучением в форме занятий для прихожан и приходских сотрудников.

    Просвещение обращено к различным социальным группам. Одна из его форм - реабилитационно-воспитательная работа с инвалидами, людьми, страдающими от недугов пьянства, наркомании и игромании, попавшими в трудную жизненную ситуацию, пострадавшими от тоталитарных сект, осужденными, содержащимися под стражей и душевнобольными. Церковь содействует организации реабилитационно-педагогического воспитания в семьях социального риска, помогает православным семьям в решении взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, окормляет социальные приюты для детей.

    Деятельность в области просвещения, не принимающая форму образовательных программ, тем не менее, должна быть обеспечена кадрами, квалификация которых отвечает образовательному цензу и специфике аудитории.

    Православная просветительная работа обращена также к различным профессиональным и общественным группам: казачеству, сотрудникам пенитенциарных учреждений, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, медикам, сотрудникам музеев, библиотек и других учреждений культуры, работникам СМИ, спортсменам, мигрантам и прочим.

    Просветительная деятельность организуется как на площадках, предоставляемых вышеозначенными социальными группами, так и в специальных учреждениях, созданных Русской Православной Церковью и при ее участии.

    Образовательная концепция Русской Православной Церкви служит руководством в вопросах образовательной деятельности для синодальных учреждений, самоуправляемых Церквей, Экзархатов, Митрополичьих округов, митрополий и епархий во всех странах канонического присутствия Русской Православной Церкви; для образовательных организаций, управляемых Русской Православной Церковью; монастырей, приходов и других канонических церковных учреждений.

    Концепция является посланием обществу о необходимости совместной научной, образовательной и воспитательной деятельности с целью духовно-нравственного развития человека и общества и призвана стать основой для разработки совместных образовательных проектов с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и благотворительными учреждениями.


    Сноски и комментарии

    Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XIV.3. Основы социальной концепции приняты Освященным Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

    Святитель Григорий Богослов. Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской.

    Формирование исследовательских компетенций является неотъемлемым элементом качественного высшего образования и его первой ступени - бакалавриата. Пастырский профиль здесь не может быть исключением.

    Для Российской Федерации - процедура общественной аккредитации на основании ст. 87 ФЗ № 273-ФЗ; для образовательных организации других стран - процедуры с учетом национального законодательства.

    Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XIV.3.

    В ХIХ в. активно развивается частная благотворительность, которая имела самые разнообразные формы и направления. Развивается государственное и общественное призрение. Церковь же оказалась в зависимости от государства, после реформ Петра I, и во второй половине ХIХ в. в церковно-приходском призрении начинается новый этап (по. Е. Максимову). Этот этап связан с таким основным противоречием, когда церковь стремилась самостоятельно управлять своими капиталами, но не могла обойтись без добровольной деятельности прихожан в деле помощи и поддержки. Именно за счет их пожертвований и составлялись основные благотворительные капиталы и накопления на нужды церкви. Сбор пожертвований с прихожан осуществляется в пользу церкви и причта, школ и благотворительных учреждений.

    «С 1894 г. намечается рост церковно-приходских попечительств с 14.747 рублей до 19100 (в 1901 г.). Следует заметить, что расширение церковно-приходских учреждений происходило постоянно, но финансирование их в епархиях было непропорционально и зависело от «доброхотности» прихожан. Например, в 1902 г. Гродненской епархии пожертвовано 44.662 р. на благотворительные учреждения, а Олонецкой - только 201 р., Московской епархии - 89.721 р., а Минской - лишь 13 р.».

    Приходская благотворительность осуществлялась в следующих основных формах: материальная и медицинская помощь; помощь просветительской деятельности. Материальная помощь включала в себя помощь натурой: раздача платья, продуктов, взносы за обучение и содержание в богадельнях, плата за проживание, а также предоставление дешевых обедов. Медицинская выражалась в оказании помощи врача и бесплатном предоставлении лекарств больным. Довольно большое место в деле народного просвещения занимали церковно-приходские школы. Финансировались они и из приходских поступлений, но большая часть казенных поступлений шла со стороны Синода. К 1908 г. в России имелось 26.097 школ, в которых обучалось 1.401.866 учащихся, а школ грамоты - 13.650 с 436.000 учащимися.

    Секуляризация приносила свои плоды. Во Франции протестантское брожение началось в XVI в. - взорвалось в XVIII. У нас началось в XVIII - взорвалось в ХХ в. В XIX в. нас немного остудила Отечественная война 1812 г. Значительная часть русского общества отказалась от увлечения всем французским. Чувствовалось отталкивание многих от либеральных движений XVIII в. Зараза продолжала действовать только на часть молодого поколения, попавшую в сети масонских лож, протестантского мистицизма и сектантства. Народ благодарил Бога за спасение Родины.

    Император Петр I, учреждая институт государственной прокуратуры, поставил синодального обер-прокурора в положение, сходное с сенатским генерал-прокурором. Екатерина усилила его значение. А Александр I, со времени, учреждения в 1802 г. министерств, вообще присвоил ему звание министра. Тем самым Православная Церковь получила статус министерства, притом что в этом министерстве Синод занял совершенно такое же положение, как иноверные секты. Сам министр духовных дел князь Голицын был на стороне сект и запрещал духовной цензуре пропускать печатные произведения против вредных сочинений. В такой ситуации Р.П.Ц. было трудно заниматься благотворительностью, так как все финансовые средства находились под контролем министра, в том числе и на благотворительность. Сами христиане, конечно, продолжали давать милостыню и помогать друг другу, но и их сознание уже начинало меняться.

    2 апреля 1833 г. обер-прокурором назначили С.Д. Нечаева. Он тоже старался усилить власть обер-прокурора. Он установил особый контроль для проведения строгой отчетности в многочисленных суммах, находившихся в распоряжении духовного ведомства.

    Это же дело продолжил и следующий министр Н.А. Протасов. Не будем глубоко залазить в историю, скажем только, что положения Р.П.Ц. от министра к министру все ухудшалось.

    Из обер-прокуроров можно заметить К.П. Победоносцева. Он занимал эту должность с 1880 по 1905, в царствование трех императоров: Александр II, Александр III и Николай II. Его дед был священником и сам он был глубоко верующим человеком. Его "Московский Сборникъ" отчетливо раскрывает ложь и вред современных ему политических и общественных движений. Его "Господские праздники" выявляют его глубокую религиозность. Так как обер-прокурор, по сути дела, управлял Церковью, то и их деятельность нужно отнести к деятельности Церкви. К.П. Победоносцев установил обеспечение всего духовенства жалованием. Духовенство поставил во главе народного образования. Восстановлены были многие, прежде закрытые, приходы. Увеличилось число общин и монастырей. Оживилась деятельность духовенства созданием братств и обществ распространения религиозно-нравственного просвещения. Стало развиваться издательство духовно-нравственных книг для народа и открыто много духовно-народных библиотек. Заведены миссионерские курсы и учреждены особые кафедры при семинариях по изучению раскола и сектантства. Учреждены новые епархии и четыре новые семинарии. Но чуждый Победоносцеву либерализм, захватывал все большие круги русского общества. Когда в октябре 1905 г. установлен был представительный образ правления, он оставил пост, занимавшийся им в течение 25 лет.

    После него заметным, в хорошем смысле слова, был обер-прокурор В.К. Саблер (1911-1915). Последними обер-прокурорами были: А.Д. Самарин, А.Н. Волжин и Н.П. Раев.

    Историю социальной работы мы традиционно начинаем с истории церковной благотворительности. Мы рассказываем о высоких образцах социального служения великих князей, монахов, государственных людей, сестер милосердия. Всех этих удивительных людей объединяет вера и желание жить по заповедям, показывая свою любовь к Богу через любовь к другим людям.

    Однако наш интерес к церковной благотворительности часто заканчивается в далеком времени, в начале XX века. Такое замалчивание имеет объективные причины. Как отмечает Святейший Патриарх Кирилл на «протяжении десятилетий прошлого века церковная жизнь искусственно ограничивалась стенами храмов, где в соответствии с законодательными нормами возможно было лишь «отправлять религиозные культы». Общественная, просветительская или благотворительная деятельность была запрещена. Это создавало у людей - как светских, так и церковных - устойчивое представление о том, что дело верующего человека - исключительно молитва, участие в богослужении и личная аскеза». Хотя и в советское время верующие люди не устранялись от дел любви, «но эти дела любви православным христианам приходилось совершать лишь по мере возможности, преодолевая препоны, не благодаря, а вопреки тому положению, которое Церкви было отведено в обществе» . В связи с этим о социальном служении в советское время многим людям практически ничего не известно. Да и само слово «милосердие» было запрещено для употребления. Так, 22 мая 1920 года официально упразднено слово «милосердие» из наименований отечественных учебных и лечебных учреждений, а также из названия профессии медицинской сестры .

    В 90-х гг. основным приоритетом деятельности было восстановление храмов, однако Церковь стала возрождать социальную деятельность в обществе, несмотря на утрату традиций, навыков и самого понимания значения «социальной деятельности» для церкви. Уже в конце 80-х годов, например в Санкт-Петербурге, возникли первые церковные благотворительные проекты. Прот. Александр Степанов, председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской Епархии РПЦ, отмечает, что их финансовая и материальная поддержка осуществлялась из-за рубежа.

    Однако открытие этих учреждений было затруднено из-за отсутствия законодательной базы. Только 26 сентября 1997 года был принят закон № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединения». Так, в п.3, ст.16 «Религиозные обряды и церемонии» было прописано, что «Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей <…> п.4. ст.16. «Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях» .

    Таким образом, Церковь получила возможность официально работать в социально-медицинских учреждениях.

    В 90-е годы основным направлением социальной деятельности Церкви стала организация работы и налаживание взаимодействия, в основном, с медицинскими учреждениями.

    Ситуация в здравоохранении была тяжелая. Люди нуждались в духовной поддержке и в помощи квалифицированных кадров.

    В к. XX – н. XXI века Церковь открывала храмы, часовни и молельные комнаты в медицинских учреждениях.

    17 июля 1991 г. была зарегистрирована Свято-Димитриевская община сестер милосердия. Сестричество сотрудничает и оказывает помощь сестричествам и другим религиозным организациям во многих городах России: Ростове-на-Дону, Архангельске, Красногорске, Тутаеве и т. д.

    Сестры трудятся в Первой градской больнице - ухаживают за больными, ведут катехизаторскую работу, помогают участвовать в таинствах. Также они работают в НИИ сосудистой хирургии им. Бакулева, Институте им. Склифосовского, Морозовской больнице, в доме для детей-инвалидов №11, ухаживают за одинокими стариками.

    Вслед за Свято-Димитриевским стали создаваться и другие сестричества. Только в Москве в 90-ее годы были созданы следующие сестричества: Марфо-Мариинская Обитель милосердия (1992); Сестричество во имя преподобномученицы Вел. Кн. Елизаветы при храме святителя Митрофана, епископа Воронежского (1992); Сестричество милосердия во имя Казанской ик. Божией Матери при подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (1995); Сестричество милосердия во имя святителя Петра, митрополита Московского, при храме Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате (1997); Сестричество милосердия во имя равноапостольной Марии Магдалины при Богоявленском кафедральном соборе (1992); Сестричество милосердия во имя архиепископа Луки (Войно- Ясенецкого), основанное прихраме ик. Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на 3-й Мещанской с каменной оградой (1997); Группа милосердия (без названия) при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Федосьине Солнцево) (1996). Активно стали создаваться сестричества в Беларуси и Украине.

    Благодаря деятельности сестричеств стало возможным восстановить специальность «сестра милосердия». Сестра милосердия должна осуществлять уход за больным человеком. Уход – это целая система знаний и умений, направленная на облегчение страданий беспомощных больных. На момент появления Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия (1992), первого в России, нигде в наших больницах не уделялось должного внимания проблемам ухода. Хотя, например, в Европе уже давно уходом занимались специально обученные сестры . Сестры милосердия стали работать в самых сложных отделениях больниц, выхаживать самых тяжелых больных, хотя государственного финансирования для оплаты их труда не выделялось. Труд сестер милосердия оплачивали благотворители.

    В 90-е годы был создан ряд реабилитационных центров для наркозависимых людей. Среди них реабилитационный центр при Казанской Богородицкой Площанской пустыни Брянской области (1999); Православный реабилитационный центр «Неупиваемая чаша» при Кременско-Вознесенском монастыре Волгоградской области (1998); Центр социальной реабилитации Екатеринбургской Епархии при церкви св. вмч. Пантелеимона на Сибирском тракте в Екатеринбурге (1999); Душепопечительский центр для лиц, пострадавших от оккультизма и псевдорелигиозных организаций во имя Св. Пр. Иоанна Кронштадтского на Крутицком Патриаршем подворье (1996) в Москве; «Православное братство трезвости» при храме Флора и Лавра в селе Ям Домодедовского р-на Московской области (1994); «Дом милосердия» - Душепопечительский центр имени преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны при храме свт. Николая в с. Ромашково Одинцовского р-на Московской области (1990); «Каменец» при храме Свт. Николая в пос. Старый Изборск Псковской области (1999); Пошитнинский реабилитационный центр в деревне Пошитни Самарской области (1995), реабилитационный центр в поселке «Саперное» Ленинградской области при храме Коневской иконы Божией Матери (1996); «Мельничный ручей» при храме св. пр. Иоанна Кронштадского в с. Уткина Заводь Ленинградской области (1996).

    В православных центрах проводились реабилитационные мероприятия, которые могли включать в себя участие в таинствах, психологическую, социальную помощь, трудовые послушания, паломнические поездки, катехизаторские и психотерапевтические группы, индивидуальную и групповую психотерапию, консультирование, работу в группах самопомощи. Реабилитируемым оказывалась помощь в поиске рабочего места.

    В 90-е годы при храмах начали создавать благотворительные столовые. Так, например, столовая в Екатеринбурге существовала с 1992 года, все в работе было тщательно продумано и отработано. В столовых проводились беседы на духовные темы как для сотрудников, так и для тех, кто приходил есть. Большое внимание уделялось тому, чтобы, несмотря на тяжелые условия работы, все работники были приветливы. Атмосфера любви, пусть и в течение небольшого времени для приходящих должно было помочь покинуть улицу и начать новую жизнь. Содержались столовые на деньги прихожан.

    Нельзя забывать и о еще одном направлении деятельности прихожан храма и монастыря – о православных приютах. Однако не многие из них получили в то время официальную регистрацию. В Москве было зарегистрировано 3 приюта: Духовно-воспитательное благотворительное учреждение при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве (1994). Православный Свято-Софийский детский дом (смешанный) (1993), Православный детский дом «Павлин» (для мальчиков) (1999). Один приют был для девочек при Свято-Иоанно-Богословском женском монастыре в Архангельской области (1994). В Оренбурге официально усыновили более 60 человек из разных детских домов .

    Православные приюты чаще всего были малокомплектные. Обязательно опекались священниками. В приюте занимались обучением детей, приобщением их к церковной жизни; применялось посильное трудовое воспитание. Важно, что в православных детских домах ориентировались на дальнейшее устройство детей в семьи, поэтому искали приемных родителей для своих воспитанников.

    Начав реализовывать социальные программы в начале 90-х годов, Церковь осознала необходимость выработки всеобъемлющей концепции, которая отражала бы общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом.

    Архиерейский собор РПЦ в декабре 1994 года поручил Священному Синоду создать рабочую группу для выработки проекта такого документа с последующим представлением его на обсуждение Собора.

    В заседаниях 11 октября 1996 года и 17 февраля года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил состав и одобрил методы работы Синодальной рабочей группы по подготовке проекта концепции. В группу вошли архиереи и клирики РПЦ, профессора духовных школ, сотрудники синодальных отделов - всего 26 человек. С января 1997 года начались рабочие заседания. Большая их часть проводилась в сокращенном составе, то есть без иногородних членов, которым, однако, рассылались подготовленные проекты разделов для внесения предложений и поправок. При необходимости к работе привлекались эксперты в различных областях знаний. Организационное обеспечение деятельности группы производил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата .

    Состоялось около 30 заседаний рабочей группы. Предварительные результаты подготовки концепции обсуждались на Богословской конференции РПЦ «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» (7-9 февраля 2000 года) и на специально организованном для этой цели симпозиуме «Церковь и общество - 2000», который состоялся в Свято-Даниловском монастыре 14 июня 2000 года. В нем участвовало около 80 представителей различных церковных, государственных и общественных институтов. Замечания и предложения, высказанные в ходе этих обсуждений, были учтены при доработке проекта концепции.

    Святейший Патриарх говорил, что современная цивилизация облегчила человеку его земное существование, но поставила перед ним и множество новых серьезнейших проблем, которые нуждаются в решении.

    Русская Церковь освободилась из оков многолетнего пленения и ступила на путь широкого общественного служения, исполняя завет святого Апостола Павла: «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем » (1 Фес. 5, 14). Удовлетворить духовные потребности современного общества, не обмануть его надежд и ожиданий, поддержать и развить его творческий потенциал, возродить и укрепить нравственные начала жизни, содействовать спасению каждой человеческой души – вот важнейшие исторические задачи, стоящие перед нами.

    Множество обездоленных, страждущих людей, лишенных полнокровной и достойной жизни, взывают о помощи. И Церковь, восстающая после долгих десятилетий гонений, хотя и находится в тяжелейшем положении, всеми силами стремится помочь им. Она ищет любую возможность соработничества с государством и обществом в делах добра и милосердия. Этидела нельзя откладывать – надо помнить, что не оскудеет рука дающего. «Всегда ищите добра и друг другу и всем » (1 Фес. 5, 15).


    Приветствие организаторам и участникам I конференции по церковному социальному служению в Санкт-Петербурге. (24 октября 2010 г.). / Официальный Сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]: