Меню

Тэффи нежность самый кроткий проблематика. Исчезновение нежности в современном мире

Налоги

Русский язык

22 из 24

(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому. (11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство. – (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого? (19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен. (22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных. (25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа. (28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала: – Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет. (43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией. (44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету. – (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд. (49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся. – (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он. (51)Она побледнела и вся как-то опустилась. – (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался... – (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть! (57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал. (По Н.А. Тэффи*) * Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

Показать текст целиком

Н. А. Тэффи, известная русская писательница, рассуждает о любви.

Что такое любовь-нежность? Вот проблема, которая находится во внимании автора.

Рассуждая над этой проблемой, Н. А. Тэффи показывает отношения пожилой пары. Писательница обращает наше внимание на то, что жена проявляет трепетное отношение к мужу. Она заботится о нем: «переворачивает газету», «взбивает подушку», «подтыкает плед», но старик принимает заботу, нежность жены «с явным отвращением».

Я полностью согласна с Н. А. Тэффи в том, что любовь-нежность это самый «божественный лик любви». Только такая альтруистическая, самоотверженная любовь может называться возвышенной.

В Русской литературе существует множе

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

(1)Неж­ность — самый крот­кий, роб­кий, бо­же­ствен­ный лик любви.(2)Лю­бовь-страсть — все­гда с огляд­кой на себя. (3)Она хочет по­ко­рить, обо­льстить, она хочет нра­вить­ся, она охо­ра­ши­ва­ет­ся, под­бо­че­ни­ва­ет­ся, мерит, всё время бо­ит­ся упу­стить по­те­рян­ное. (4)Лю­бовь-неж­ность всё отдаёт, и нет ей пре­де­ла. (5)И ни­ко­гда она на себя не огля­нет­ся, по­то­му что «не ищет сво­е­го».
(6)Толь­ко она одна и не ищет. (7)Но не надо ду­мать, что чув­ство неж­но­сти при­ни­жа­ет че­ло­ве­ка. (8)На­о­бо­рот. (9)Неж­ность идёт свер­ху, она за­бо­тит­ся о лю­би­мом, охра­ня­ет, опе­ка­ет его. (10)А ведь опе­кать и охра­нять можно толь­ко су­ще­ство без­за­щит­ное, нуж­да­ю­ще­е­ся в опеке, по­это­му слова неж­но­сти — слова умень­ши­тель­ные, иду­щие от силь­но­го к сла­бо­му.


(11)Неж­ность встре­ча­ет­ся редко и всё реже. (12)Со­вре­мен­ная жизнь труд­на и слож­на. (13)Со­вре­мен­ный че­ло­век и в любви стре­мит­ся пре­жде всего утвер­дить свою лич­ность. (14)Лю­бовь — еди­но­бор­ство.

— (15)Ага! (16)Лю­бить? (17)Ну ладно же. (18)За­су­чи­ли ру­ка­ва, рас­пра­ви­ли плечи — ну-ка, кто кого?

(19)До неж­но­сти ли тут? (20)И кого бе­речь, кого жа­леть — все мо­лод­цы и герои. (21)Кто по­знал неж­ность — тот от­ме­чен.

(22)В пред­став­ле­нии мно­гих неж­ность ри­су­ет­ся не­пре­мен­но в виде крот­кой жен­щи­ны, скло­нив­шей­ся к из­го­ло­вью. (23)Нет, не там нужно ис­кать неж­ность. (24)Я ви­де­ла её иначе: в об­ли­ках со­всем не по­э­ти­че­ских, в про­стых, даже за­бав­ных.

(25)Мы жили в са­на­то­рии под Па­ри­жем. (26)Гу­ля­ли, ели, слу­ша­ли радио, иг­ра­ли в бридж, сплет­ни­ча­ли. (27)На­сто­я­щий боль­ной был толь­ко один — злю­щий ста­рик, по­прав­ляв­ший­ся от тифа.

(28)Ста­рик часто сидел на тер­ра­се в шез­лон­ге, об­ло­жен­ный по­душ­ка­ми, уку­тан­ный пле­да­ми, блед­ный, бо­ро­да­тый, все­гда мол­чал и, если кто про­хо­дил мимо, от­во­ра­чи­вал­ся и за­кры­вал глаза. (29)Во­круг ста­ри­ка, как тре­пет­ная птица, ви­лась его жена. (30)Жен­щи­на не­мо­ло­дая, сухая, лёгкая, с увяд­шим лицом и тре­вож­но-счаст­ли­вы­ми гла­за­ми. (31)И ни­ко­гда она не си­де­ла спо­кой­но. (32)Всё что-то по­прав­ля­ла около сво­е­го боль­но­го. (33)То пе­ре­во­ра­чи­ва­ла га­зе­ту, то взби­ва­ла по­душ­ку, то под­ты­ка­ла плед, то бе­жа­ла греть мо­ло­ко, то ка­па­ла ле­кар­ство. (34)Все эти услу­ги ста­рик при­ни­мал с явным от­вра­ще­ни­ем. (35)Каж­дое утро с га­зе­той в руках она но­си­лась от сто­ли­ка к сто­ли­ку, при­вет­ли­во со всеми бе­се­до­ва­ла и спра­ши­ва­ла:

— Вот, может быть, вы мне по­мо­же­те? (36)Вот здесь кросс­ворд: «Что бы­ва­ет в жилом доме?». (37)Че­ты­ре буквы. (38)Я за­пи­сы­ваю на бу­маж­ке, чтобы по­мочь Сер­гею Сер­ге­е­ви­чу. (39)Он все­гда ре­ша­ет кросс­вор­ды, и, если за­труд­ня­ет­ся, я ему при­хо­жу на по­мощь. (40)Ведь это един­ствен­ное его раз­вле­че­ние. (41)Боль­ные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его за­бав­ля­ет.

(43)Её жа­ле­ли и от­но­си­лись к ней с боль­шой сим­па­ти­ей.

(44)И вот как-то он вы­полз на тер­ра­су рань­ше обыч­но­го. (45)Она долго уса­жи­ва­ла его, укры­ва­ла пле­да­ми, под­кла­ды­ва­ла по­душ­ки. (46)Он мор­щил­ся и сер­ди­то от­тал­ки­вал её руку, если она не сразу уга­ды­ва­ла его же­ла­ния.

(47)Она, ра­дост­но поёжи­ва­ясь, схва­ти­ла га­зе­ту.

— (48)Вот, Серёжень­ка, се­год­ня, ка­жет­ся, очень ин­те­рес­ный кросс­ворд.

(49)Он вдруг при­под­нял го­ло­ву, вы­ка­тил злые жёлтые глаза и весь за­тряс­ся.

— (50)Уби­рай­ся ты на­ко­нец к чёрту со сво­и­ми иди­от­ски­ми кросс­вор­да­ми! — бе­ше­но за­ши­пел он.

(51)Она по­блед­не­ла и вся как-то опу­сти­лась.

— (52)Но ведь ты же... — рас­те­рян­но ле­пе­та­ла она. — (53)Ведь ты же все­гда ин­те­ре­со­вал­ся...

— (54)Ни­ко­гда я не ин­те­ре­со­вал­ся! — всё тряс­ся и шипел он, со зве­ри­ным на­сла­жде­ни­ем глядя на её блед­ное, от­ча­ян­ное лицо. — (55)Ни­ко­гда! (56)Это ты лезла с упор­ством де­ге­не­рат­ки, ка­ко­вая ты и есть!

(57)Она ни­че­го не от­ве­ти­ла. (58)Она толь­ко с тру­дом про­гло­ти­ла воз­дух, креп­ко при­жа­ла руки к груди и огля­де­лась кру­гом с такой болью и с таким от­ча­я­ни­ем, точно ис­ка­ла по­мо­щи. (59)Но кто же может от­не­стись

серьёзно к та­ко­му смеш­но­му и глу­по­му горю? (60)Толь­ко ма­лень­кий маль­чик, си­дев­ший за со­сед­ним сто­ли­ком и ви­дев­ший эту сцену, вдруг за­жму­рил­ся и горь­ко-горь­ко за­пла­кал.

(по Н. А. Тэффи*)

* На­деж­да Алек­сан­дров­на Тэффи (1872—1952) — рус­ская пи­са­тель­ни­ца, по­этес­са, ме­му­а­рист и пе­ре­вод­чик.

Сочинение

В тексте Тэффи о нежности как об одном из редких в ХХ веке ликов любви ставится вопрос о месте любви-нежности в современном мире.

В первой половине текста писательница дает определение любви-нежности, сравнивая ее с любовью-страстью, и приходит к выводу, что в современном ей мире такая всё отдающая и себя забывающая любовь-нежность встречается всё реже и реже: «(21)Кто по­знал неж­ность — тот от­ме­чен», -подытоживает свои размышления Тэффи.

Во второй половине текста Тэффи приводит пример любви-нежности в современном ей мире ХХ века. Писательница рассказывает, что в санатории под Парижем она была свидетельницей трогательной заботы немолодой женщины «с увяд­шим лицом и тре­вож­но-счаст­ли­вы­ми гла­за­ми» о муже, единственном настоящем больном в санатории, который, «если кто про­хо­дил мимо, от­во­ра­чи­вал­ся и за­кры­вал глаза». Женщина, «как тре­пет­ная птица, ви­лась» вокруг мужа, а больной старик с явным отвращением принимал ее заботы.

«Её жа­ле­ли и от­но­си­лись к ней с боль­шой сим­па­ти­ей», - подчёркивает писательница. Особенно трогательным Тэффи кажется, как эта женщина «каж­дое утро с га­зе­той в руках … но­си­лась от сто­ли­ка к сто­ли­ку, при­вет­ли­во со всеми бе­се­до­ва­ла» и записывала ответы на вопросы кроссворда: «Ведь это един­ствен­ное его раз­вле­че­ние», «я так рада, что хоть это его за­бав­ля­ет», - оправдывалась нежная жена.

В финале текста Тэффи описывает, как все отдыхающие стали свидетелями некрасивой сцены: оказалось, что старик вовсе не любил разгадывать кроссворды. «— (54)Ни­ко­гда я не ин­те­ре­со­вал­ся! — всё тряс­ся и шипел он, со зве­ри­ным на­сла­жде­ни­ем глядя на её блед­ное, от­ча­ян­ное лицо. — (55)Ни­ко­гда! (56)Это ты лезла с упор­ством де­ге­не­рат­ки, ка­ко­вая ты и есть!». Женщина ничего не ответила, только «огля­де­лась кру­гом с такой болью и с таким от­ча­я­ни­ем, точно ис­ка­ла по­мо­щи», - заканчивает свой рассказ Тэффи.

«(59)Но кто же может от­не­стись серьёзно к та­ко­му смеш­но­му и глу­по­му горю?» - спрашивает писательница. И сама же отвечает: «Толь­ко ма­лень­кий маль­чик, си­дев­ший за со­сед­ним сто­ли­ком и ви­дев­ший эту сцену». Так звучит последнее предложение предложенного для анализа текста рус­ской пи­са­тель­ни­цы, по­этес­сы, ме­му­а­ристки и пе­ре­вод­чицы, На­деж­ды Алек­сан­дров­ны Тэффи.

Таким образом, можно сказать, что на вопрос, каково место любви-нежности в современном ей мире, Тэффи отвечает, что в современном мире ХХ века такой любви-нежности нет места. Думаю, такой финал означает, что Тэффи считает, что в современном ей мире проявления любви-нежности измельчали, превратились в свою противоположность: нежность женщины к мужу обернулась ежедневной его экзекуцией, как извинения Червякова в чеховской «Смерти чиновника». Однако в то же время Тэффи не может утверждать это наверняка, потому что всё же маленький мальчик «вдруг за­жму­рил­ся и горь­ко-горь­ко за­пла­кал».

Поскольку авторская позиция не высказана прямо, могу согласится с тем, что людям ХХ века, вероятно, было свойственно высокомерно и иронично относится к семейно-бытовым проявлениям человеческих чувств, однако это не означает, что любви совсем нет. Просто в ХХ веке, после Чехова, стал наконец интересен сам человек, просто человек. И, какой бы он ни был, о нём все же стоит хотя бы поплакать.


О чём бы ни говорило искусство, оно всегда говорит о любви. Или о её отсутствии, о тоске по ней, или о её разнообразных проявлениях-ликах.

В тексте Тэффи о нежности как об одном из редких в ХХ веке ликов любви ставится вопрос о месте любви-нежности в современном мире. Есть ли ей место среди мира утверждающих свою личность современных людей? Нужна ли она им? Не устарела ли заповедь «возлюбить ближнего»?

Человеку присуща и нежность, и страсть, и слабость, и сила, а это понятия явно контрастные. Начиная свой рассказ с рассуждения о любви-нежности и любви-страсти, писательница отдаёт предпочтение первой, видя в ней черты истинной любви, говорит словами апостола Павла, что любовь-нежность «не ищет своего». В мире сильных людей, каковым был мир конца 19 – начала 20 века, все традиционные, христианские ценности подвергаются сомнению, нивелируются. Маяковский предлагал «сбросить Пушкина с корабля современности», а Горький искал нового, сильного героя, которому жалость не нужна, ибо она «религия рабов и хозяев». Казалось бы, в мире сильных людей, где «все молодцы и герои», нежности не встретить. У Тэффи иной взгляд на эту проблему. Она снижает заданный в начале рассказа возвышенный пафос ради того, чтобы рассказать, что в поисках этой истинной любви-нежности не надо ходить далеко, обращаться в ушедшее прошлое или возноситься высоко: она здесь, рядом, «в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных». Тэффи повествует о случае в санатории, где ухаживающая за «злющим стариком, поправлявшимся от тифа», женщина вызывает всеобщее участие, сочувствие и симпатию своей неустанной нежной, но суетливой заботой о муже. Казалось бы, женщина выглядит жалкой и глупой, когда вдруг выясняется, что все её старания «развлечь» мужа якобы любимым им разгадыванием кроссвордов были бессмысленны и только раздражали старика, о чём он внезапно, грубо и жестоко при всех сообщил ей, «со звериным наслаждением» глядя на её растерянность и отчаяние. Но «маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг за-жмурился и горько-горько заплакал», и эти слёзы говорят о том, что безобразна и жалка мстительная жестокость больного старика, а нежность его жены прекрасна в своей беззащитности и безответности, потому что это «самый кроткий, робкий, божественный лик любви». Об этой любви плачет мальчик.

Таким образом, своим словом в защиту нежности Тэффи ясно даёт понять: со времён апостола Павла ничего не изменилось. Истинная любовь жертвенна, беззащитна и прекрасна. Как всё истинное, она дана не каждому, но в истинности её нельзя усомниться. И без неё плохо.

Я согласна с автором. Истинная любовь неотделима от нежности. Нежность поддержит слабого, укрепит сильного. Не думаю, что непременно сила человека соседствует со страстью в любви и исключает нежность. Сильный и сам готов делиться нежностью, и нуждается в ней. В пушкинском стихотворении «Я Вас любил…» нежность, с которой лирический герой любил героиню-адресата своего послания, соседствует с силой: только сильный человек не будет проклинать не разделившую его чувство возлюбленную и мстить ей. Но нежность ценна и сама по себе, нет смысла взвешивать её на весах и сравнивать с прочими достоинствами человека. Так, например, поступает Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов»: ей мало нежности Ильи Ильича, ей нужен деятельный, целеустремлённый, сильный герой и молодец Штольц. И дай Бог ей счастья, но зачем же злиться и мстительно бросать в лицо не оправдавшему надежд возлюбленному упрёки, подобно старику из рассказа Тэффи! В том эпизоде романа Ольга, теряя-прогоняя Обломова, теряет многое в глазах читателя. И так же многое приобретает в глазах автора и читателя другая героиня того же романа, Агафья Матвеева Пшеницына, когда раскрывается во всей полноте своей любви-нежности к Обломову, приобретая смысл жизни. Нежность можно обидеть грубостью, но нельзя истребить, «нежным даётся радость, грубым даётся печаль». Нежность – это суть, грубость и сила – видимость.

В конце концов каждый приходит к этому. И Тэффи в 20 веке напоминает о неизбежности нежности. Вспомним об этом и в 21 веке и поищем её вокруг и в себе самих.



Что такое нежность и в чём она проявляется? Именно проблему понимания нежности поднимает в своём тексте Н.А. Тэффи.

Рассуждая над данным вопросом, автор пытается разобраться в том, что из себя представляет нежность и в чём её отличие от других разновидностей любви. Для ответа на этот вопрос Н. Тэффи приводит в пример случай из собственной жизни. Писательница считает, что нежность – это безвозмездное желание делать любимому человеку приятно, желание заботиться о нём, это чувство «не ищет своего» в отношениях.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


По мнению писательницы, нежность не унизительна, а даже наоборот, она «идёт сверху». Рассказывая историю семейной пары, Н. Тэффи замечает, что нежность не знает обид и злобы; человек, испытывающий такое чувство, заботится о своём любимом, как бы тот к нему ни относился. Автор использует парцелляцию для того, чтобы показать постоянное беспокойство, тревогу женщины за своего мужа.

Позицию автора можно сформулировать таким образом: нежность – одно из самых сильных проявлений любви, она отдаёт себя полностью и не просит ничего взамен. Я согласен с позицией автора, ведь для такого самопожертвования нужно невероятно любить человека. Однако забота – это ещё не признак любви; бывает и так, что люди ухаживают и заботятся друг о друге ради собственной выгоды.

Тема фальшивой нежности проходит через множество произведений русской литературы, одним из которых является роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой этого произведения, Григорий Печорин, влюбляет в себя княжну Мэри своею обаятельностью и заботой. Однако делает это он вовсе не потому, что любит юную княжну, а для того, чтобы развлечь собственную скуку.

Данная тема также поднимается в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Один из главных героев, Алексей Молчалин, влюбляет в себя Софью Фамусову заботой и лаской, однако влюблён в другую девушку. Причиной его заботы является не любовь, но желание подняться по карьерной лестнице.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что нежность – это одно из самых прекрасных чувств человека, однако бывает и так, что за нежность выдают эгоистические стремления, и тогда это становится подлостью.

Обновлено: 2018-06-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Нежность - самый кроткий, робкий, божественный лик любви.(2)Любовь-страсть - всегда с оглядкой на себя. (по Н. А. Тэффи) Проблема самопожертвования ради любви

Гастроли Волгоградского театра одного актера. …На сцену районного Дома культуры "Юбилейный" выходит женщина. В длинном черном платье, контрастно - белый тонкий шарф обнимает шею и красиво спадает с плеч, шляпа, в руках – белый чемоданчик. Заслуженная артистка России Зинаида Тихоновна Гурова показывает свою авторско - режиссерскую работу «Душечка». Эта философская миниатюра создана ею по мотивам одноименного рассказа Антона Чехова, произведениям Вильяма Шекспира, Осипа Мандельштама и Надежды Тэффи.

Ряды заполнены зрителями разных возрастов. Но мне кажется, что на всех сейчас – одно дыхание… Ведь актриса словами классиков говорит о смысле жизни, о предназначении женщины, о любви - самом загадочном человеческом чувстве...

Центральный образ театрального действа – Душечка, Оленька, одна из самых популярных героинь прозы Чехова. Еще в 19-ом веке это имя вошло в лексикон читателей как нарицательное. Перед глазами оживает знакомый еще по школьной поре образ:

Она постоянно любила кого – нибудь и не могла без этого. Раньше любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал; любила свою тетю…; любила своего учителя французского языка. Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом… Глядя на ее полные, розовые щеки, на мягкую белую шею…на добрую наивную улыбку,которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе…», и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия:
- Душечка!

В спектакле соединились разные виды искусства – драматургия, поэзия, рассказ, песня… Используя оригинальный реквизит, интонации, жест, звучание мелодии, Зинаида Тихоновна магически владеет вниманием публики - ведь создаваемые ею образы так живы, так достоверны и так волнующи! Судьба Душечки… Кто из женщин может остаться к ней равнодушной? Два замужества, гражданский брак, в итоге одиночество и старость… Но не сюжет рассказа – главное для актрисы, а душа героини…

По любви выйдя замуж за театрального предпринимателя Кукина, Оленька понимает и разделяет его проблемы, всегда рядом с ним. «Ее милая,… похожая на сияние улыбка мелькала то в окошечке кассы, то за кулисами, то в буфете…» Но муж умирает, и она впадает в траур. Затем снова влюбляется. Теперь в управляющего лесным складом Пустовалова, который заполняет всю ее душу. Они женятся. Душечка начинает вникать в вопросы торговли лесом. Но и Пустовалов умирает. Оленька рыдает: «Как же я буду жить без тебя, горькая я и несчастная». Вскоре судьба снова дарит ей случай влюбиться. На этот раз в поссорившегося с женой ветеринарного врача Смирнина…

Душечка любит до самозабвения. И чувство это на сцене по - чеховски нежное, естественное, целомудренное. Актриса пленительна в образе - чистом и радужном, словно написанном акварельными красками. Оленька перевоплощается в любовь, возрождается ею и ею живет. Она отождествляет себя с любимыми мужчинами в такой мере, что перенимает даже образ их мышления, влюбляется в их профессии.
Разные персонажи – личности со своими судьбами, мыслями вплетены в ткань спектакля, стали одним целым, соединившись в исповедальности души. Каждая - идеал женственности и самопожертвования.

Любовь Андреевна Раневская из «Вишневого сада» откровенно говорит о том, почему возвращается во Францию к человеку, ее разорившему и предавшему:

Этот дикий человек опять заболел… Он просит прощения, умоляет приехать… Он болен, он одинок, несчастлив, а кто там поглядит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему вовремя лекарство?...Я люблю его… Люблю, люблю…Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу…
Надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить… Надо влюбляться…

В страдании, сострадании, жертвенности видит она свой долг. Так думает и писательница Надежда Тэффи:

Нежность - самый кроткий, робкий, божественный лик любви… Сестра нежности - жалость, и они всегда вместе. Любовь - нежность все отдает, и нет ей предела…

Но и последнее счастье Душечки длится недолго. Полк, в котором служил ветеринар, перевели куда – то очень далеко. Оленька остается одна. Ей жутко и горько.

Ей бы такую любовь, которая захватила бы все ее существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни, согрела бы ее стареющую кровь...

И вдруг… В один жаркий июльский день под вечер кто-то постучал в калитку… Это вернулся ушедший в отставку ветеринар. Он помирился с женой, да и сына пора было отдавать в гимназию. Душечка с восторженной радостью поселяет их в доме, а сама переходит жить во флигель.
Сын постояльца Сашенька - маленький, полный, с ясными голубыми глазами и ямочками на щеках… Он полностью заполнил ее жизнь и мысли. Самый большой страх Оленьки - что настоящая мать может забрать ребенка:

Ах, как она его любит! Из её прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда ещё раньше её душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней всё более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления…

А образ женщины шекспировских комедий у Гуровой - олицетворение чистой поэзии. Все силы ее природы сосредоточены на стремлении любить, она сердечна и самоотверженна, свет и счастье несет в судьбу избранного.

Во все времена женщина олицетворяет любовь, хранит домашний очаг, создавая в нем уют и тепло. Она дает умиротворённость, спокойствие и психологическую стабильность для мужчины. Поэт серебряного века Осип Мандельштам о своей жене говорил как о «единственном и неоценимом друге». После гибели поэта, арестованного, как многих тогда, безвинно, за «контрреволюционную деятельность» и погибшего в лагере под Владивостоком, она сохранила его литературное наследие, до времени спрятав – и стихи, и прозу - в самом надежном месте – в своей памяти.
Потрясают строки из последнего письма Надежды Яковлевны Мандельштам мужу:

- Ося, родной, далекий друг! Милый мой, нет слов для этого письма, которое ты, может, никогда не прочтешь. Я пишу его в пространство. Может, ты вернешься, а меня уже не будет. Тогда это будет последняя память.
Осюша – наша … с тобой жизнь – какое это было счастье… Наша любовь. Теперь я даже на небо не смотрю. Кому показать, если увижу тучу?

…Наша счастливая нищета и стихи… Каждая мысль о тебе. Каждая слеза и каждая улыбка – тебе. Я благословляю каждый день и каждый час нашей горькой жизни, мой друг, мой спутник… Как долго и трудно погибать одному – одной. Для нас ли неразлучных – эта участь?..
Не знаю, жив ли ты… Не знаю, где ты. Услышишь ли ты меня? Знаешь ли, как люблю?.. Ты всегда со мной…

В финальной сцене актриса, прижимая к груди большую куклу, баюкает ее, поет колыбельную… Беспредельно волнующи и текст, и мелодия, и голос… Эта аллегорическая фигура символизирует Любовь, Милосердие.

Жизнь наша стремительна и непредсказуема. Современные социологические данные свидетельствуют о кризисе семьи. Но так хочется, чтобы она была твоей маленькой Вселенной, наполненной атмосферой любви. Это миссия женщины. Даже деловой, достигшей большого успеха в профессиональной карьере, но при этом остающейся – Душечкой…


Надолго запомнится благодаря блистательной игре талантливой актрисы вдохновенное общение с литературными святынями мировой классики. Не сразу растворится во времени и пространстве ощущаемая энергия тепла от света любви, которым окутаны милые женские образы…

На звуковой дорожке запись песни "Последняя любовь" в исполнении И. Кобзона и Н. Бучинской.

Нежность - самый кроткий, робкий, божественный лик любви. Любовь-страсть - всегда с оглядкой на себя. Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». Только она одна и не ищет. Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. Наоборот. Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности - слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.

Нежность встречается редко и всё реже. Современная жизнь трудна и сложна. Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. Любовь - единоборство.

Ага! Любить? Ну ладно же. Засучили рукава, расправили плечи - ну-ка, кто кого?

До нежности ли тут? И кого беречь, кого жалеть - все молодцы и герои. Кто познал нежность - тот отмечен.

В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. Нет, не там нужно искать нежность. Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.

Мы жили в санатории под Парижем. Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. Настоящий больной был только один - злющий старик, поправлявшийся от тифа.

Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. И никогда она не сидела спокойно. Всё что-то поправляла около своего больного. То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:

Вот, может быть, вы мне поможете? Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». Четыре буквы. Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. Ведь это единственное его развлечение. Больные ведь как дети. Я так рада, что хоть это его забавляет.

Её жалели и относились к ней с большой симпатией.

И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания.

Она, радостно поёживаясь, схватила газету.

Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.

Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.

Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! - бешено зашипел он.

Она побледнела и вся как-то опустилась.

Но ведь ты же… - растерянно лепетала она. - Ведь ты же всегда интересовался…

Никогда я не интересовался! - всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. - Никогда! Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!

Она ничего не ответила. Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

по Н. А. Тэффи

Что такое нежность…? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Н. Тэффи, поднимая проблему понимания любви и нежности.

Размышляя над проблемой, автор сравнивает такие понятия, как любовь- страсть и любовь-нежность, между которыми существует большая разница: страсть «всегда с оглядкой на себя», нежность же ей в противовес никогда «не ищет своего». Также писательница с сожалением отмечает, что нежность встречается все реже и реже, ведь в современном мире человек в любви стремится «прежде всего утвердить свою личность», полагая, что чувство нежности только умаляет достоинство. Однако, без сомнения, это далеко не так. Способность проявлять нежность дана не каждому. Только искренне любящие, самоотверженные, готовые бескорыстно заботиться и охранять близких люди обладают силой нежности, которая всегда «идёт сверху». Именно о таком человеке – об уже пожилой женщине, неустанно заботящийся о своём больном муже, – повествует Н. Тэффи, показывая пример нежности, любви и заботы. Старушка «никогда не сидела спокойно»: все свои силы она направляла на то, чтобы сделать что-то хорошее, полезное для любимого человека, ни на минуту не оставляла его без внимания, хотя, он часто бывал недоволен этим. Разве это не истинное проявление нежности?..

Позиция автора ясна: нежность – это «божественный лик любви», проявляющийся в способности отдавать, не ожидая ничего взамен, заботе, самоотдаче… Н. Тэффи горестно, когда на нежность не отвечают взаимностью. Ей жаль пожилую женщину так же, как и мальчику, видевшему, как старый мужчина по-детски капризничал и даже грубил в ответ на заботу и ласку жены. Кажется, что писательнице тоже хочется «горько-горько» заплакать вместе с мальчиком.

Не могу не согласиться с позицией Н. Тэффи. Действительно, нежность является высшим проявлением любви. Желание заботиться о человеке, безвозмездно дарить ему тепло, радость… Что может быть более ярким подтверждением любви? Проблема понимания нежности и любви не могла не попасть на страницы классиков русской и зарубежной литературы.

Так, в произведении О. Генри «Дары волхвов» повествуется о Джиме и Делле – небогатой супружеской паре. Они хотят подарить друг другу на Рождеств что-то особенное, но обоим не хватает на это средств. Единственная драгоценность Джима – золотые часы, а Деллы – ее роскошные волосы. Желая порадовать друг друга, они жертвуют своими сокровищами и на вырученные деньги покупают подарки: Джим дарит супруге гребень с драгоценными камушками, а она ему – платиновую цепочку для его уже заложенных часов… Эту нелепую историю О. Генри представляет читателю как истинное проявление нежности. Чтобы принести радость друг другу на Рождество, каждый из супругов идет на своеобразную жертву. Я убеждена, что нежность, проявляющаяся в готовности на все ради любимого человека, – лучшее доказательство настоящей любви.

Таким образом, хочу отметить, что нежность играет важную роль в любви. Она дарит людям все те возвышенные чувства, которые испытывает любящий человек. Так давайте же будем проявлять нежность по отношению к близким, любимым людям!