Меню

Планирование грузоперевозок. Задачи оптимизации и их место в планировании перевозок

Бизнес-планы

Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.

В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам . Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая - при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.

При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном маршруте - перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут . Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами.

Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.

При разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ :

· порядок обеспечения тарой;

· оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;

· закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.

Планирование перевозок состоит из трех этапов:

1. технико-экономическое планирование;

2. календарное планирование;

3. диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.

Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.

Оперативное руководство ходом транспортных работ , контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений.

Работа автомобильного транспорта характеризуется двумя основными показателями: объемом перевозок грузов и грузооборотом. Объем перевозок измеряется в тоннах и показывает количество груза, которое уже перевезено или необходимо перевезти автомобильным транспортом за определенный период времени. Грузооборот измеряется в тонно-километрах и показывает объем транспортной работы по перемещению груза, которая уже выполнена или должна быть выполнена или должна быть выполнена в течении определенного срока. Общий объем перевозок и грузооборот автотранспортного предприятия распределяются по группам грузов в соответствии с принятой номенклатурой. Это распределение называется структурой перевозок и грузооборота. Структура дает количественную и качественную характеристику грузоперевозок, показывая удельный вес каждого груза в общем объеме перевозок и грузообороте.

При определении объема перевозок необходимо учитывать, что одни и те же грузы могут перевозиться несколько раз. Это вызвано тем, что многие грузы не всегда следуют от места производства к месту потребления. Наиболее часто бывают повторные перевозки при доставке промышленных товаров в торговую сеть. Повторность приводит к тому, что объем перевозок может быть больше фактического количества груза. Она определяется коэффициентом повторности, представляющем собой отношение объема перевозок к фактически произведенному или потребленному количеству грузов. Величина коэффициента повторности зависит от правильности организации доставки груза от места производства к месту потребления и имеет в последние годы тенденции к снижению.

Повторные перевозки вызывают неоправданное увеличение транспортных расходов. Сокращение повторности - важнейшая народнохозяйственная задача. Она может быть достигнута за счет рациональных схем перевозок, в которых «перевалка» груза через склады либо полностью отсутствует, либо сводится до минимума. Такими схемами являются, например: Доставка строительных деталей и конструкций при монтаже зданий «с колес» Доставка удобрений по схемам: вагон - автомобиль - поле или завод - автомобиль - поле. В зависимости от продолжительности от продолжительности периода освоения грузооборот и объем перевозок бывает часовым, суточным, месячным, квартальным, годовым.

Годовой грузооборот и объем перевозок, как правило, неравномерно распределяются по отдельным месяцам, кварталам. Эти колебания обусловлены спецификой производства, обслуживаемого автомобильным транспортом. Наиболее ярко видна сезонность перевозок на примере сельскохозяйственных грузов, где разница между летне - осенними и зимними периодами достигает значительных значений. Сезонность может быть вызвана также климатическими условиями. Степень неравномерности определяется коэффициентом неравномерности, равным отношению максимальных величин объема перевозок и грузооборота к средним за определенный период времени

· Согласно данным Минтранссвязи Украины, перевалка в I квартале грузов портами государственного подчинения (18 морских торговых портов) возросла на 3,3% к тому же периоду предыдущего года, до 26,6 млн тонн.

Наивысшие темпы роста за квартал продемонстрировал Белгород-Днестровский порт, представитель портов «третьей группы» по грузообороту, увеличивший объемы более чем в 1,7 раза, до 0,22 млн тонн. Из портов лидирующей группы наивысшего роста добился Мариупольский порт - +36%, до 2,7 млн тонн. При этом оба порта резко переломили тенденцию спада предыдущего года (динамика первого порта по итогам 2009 г. - -22,5%, второго - -16,1%).

Наибольшее падение показал также представитель «третьих» портов - Ялтинский, снизивший перевалку на 36%, до 21,6 тыс. тонн. Среди лидеров отрасли заметный спад допустил Николаевский порт - -17,9%, до 1,59 млн тонн.

В целом, роста по итогам квартала добились 9 морских торговых портов. По итогам 2009 г. эту группу составили только 2 порта, Керченский и Севастопольский.

Основной задачей планирования грузовых перевозок является установление предстоящих объемов, структуры и направлений. От размеров перевозок зависят объем работы подвижного состава, эксплуатационные расходы и доходы дорог, а также контингент. Структура перевозок грузов и грузооборота обуславливает потребность в вагонах разных типов и размеры поставки нового подвижного состава. Правильно составленный план перевозок является важнейшим условием высокого качества всего транспортного плана. Поэтому на основе плана перевозок определяются, по существу, показатели всех остальных разделов, т.е. плана работы подвижного состава, плана эксплуатационных расходов, плана по труду, плана материально-технического обеспечения и т.д.

В плане перевозок можно выделить:

    объемные показатели (отправление, прием, прибытие, сдача, перевозки, грузооборот);

    качественные показатели (средняя дальность перевозок, средняя густота перевозок, грузооборот нетто).

Отправление (погрузка) определяется суммированием размеров отправления (погрузки) по всем станциям и участкам отделения дороги.

Прием грузов с других отделений дорог рассчитывается также суммированием размеров приема грузов с других отделений дорог по всем стыковым пунктам.

Прибытие (выгрузка) и сдача грузов по отделению дороги определяются суммированием аналогично отправлению и приему.

Перевозки - показатель, определяющий объем продукции транспорта. Их можно определить двумя способами: суммированием отправления и приема с других отделений дороги или как сумму прибытия и сдачи на другие отделения дороги.

Перевозки распределяются по видам сообщений:

    местное - перевозки между станциями внутри дороги;

    вывоз - отправление грузов на другие отделения дороги (определяется как разность отправления и местного сообщения);

    ввоз - прибытие грузов с других отделений дороги (определяется как разность прибытия и местного сообщения);

    транзит - перевозка грузов, поступивших с других отделений дороги и следующих через данное отделение дороги на другие отделения дороги. Транзит можно определить несколькими способами: прием минус ввоз, либо сдача минус вывоз, либо общие размеры перевозок минус остальные виды сообщения (ввоз, вывоз, местное).

Планирование перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета оборота вагонов, а также эксплуатационных расходов и доходов отделения дороги, потому что отделение дороги выполняет не одинаковое количество операций, связанных с перевозками грузов в разных сообщениях.

Правильность расчетов по составлению плана перевозок можно проверить по отдельным станциям и отделению дороги в целом.

Проверка по станциям и участкам:

погрузка + прием = выгрузка + сдача.

Проверка по отделению дороги:

выгрузка + сдача на другие отделения = погрузка + прием с других отделений.

В плане грузовых перевозок устанавливаются также грузовые потоки (густота перевозок) по участкам - общие и по направлениям (туда и обратно).

Густоты равны средней арифметической величине из густот на входе и выходе с участка в каждом направлении.

Произведение густоты грузопотока на длину участка дает объем грузооборота по участку. Грузооборот по отделению дороги определяется как сумма размеров грузооборота по отдельным участкам.

Грузооборот нетто – важный показатель плана перевозок т. к. он характеризует полезную работу по перевозкам.

Средняя густота, или средняя грузонапряженность - это средний грузопоток, проходящий через единицу длины линии в единицу времени (год). Она равна грузообороту нетто дороги, деленному на эксплуатационную длину отделения дороги.

Средняя дальность перевозки - это среднее расстояние следования одной тонны груза в пределах отделения дороги. Она может определяться делением грузооборота нетто на размеры перевозок по отделению дороги.

Планирование является одной из основных задач управления транспортировкой. В сфере транспортировки разрабатываются стратегические, тактические и оперативные планы. Стратегическое планирование транспортировки выражается в формировании стратегических целей транспортных операторов и целей логистики в части транспортного обеспечения для компаний - владельцев товаров. В любом случае выполнение транспортировки должно вносить вклад в результативность функционирования всей цепи поставок, а для этого необходимо формирование оптимальных схем доставки товаров.

Выбор наилучшей схемы доставки осуществляется в рамках тактического и оперативного планирования транспортировки. Одной из задач планирования транспортировки является формирование маршрутов движения транспортных средств. Рассмотрим виды маршрутов и способы их планирования на примере автомобильного транспорта.

Под маршрутом движения понимается путь следования транспортного средства при выполнении перевозок. Маршруты разделяются на маятниковые и кольцевые.

Маятниковый маршрут - это маршрут, при котором путь следования транспортного средства (автомобиля) между двумя пунктами неоднократно повторяется. Маятниковые маршруты подразделяются на маршруты с обратным холостым (без груза) пробегом (р = 0,5); с обратным не полностью груженым пробегом (0,5 < (5 < 1,0); с обратным груженым пробегом (Р = 1,0, где р - коэффициент использования пробега автомобиля, определяемый как отношение пробега с грузом к общей длине маршрута).

Кольцевой маршрут - это маршрут следования транспортного средства по замкнутому контуру, который соединяет несколько отправителей и (или) получателей. Разновидностью кольцевых маршрутов являются развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты, организуемые в тех случаях, когда масса груза, получаемая или отправляемая пунктами маршрута, меньше грузоподъемности транспортного средства. При движении автомобиля по развозочным (сборным) маршрутам производится постепенная выгрузка (погрузка) груза. На сборно-развозочном маршруте выполняется одновременная погрузка и выгрузка грузов.

Исторический экскурс

В период централизованного планирования и регулирования экономики, которое было характерно для советского периода, планирование перевозок между производителями и потребителями продукции осуществлялось с помощью оптимизационных задач, прежде всего транспортной задачи и задачи маршрутизации.

В этот период основной целью решения транспортной задачи было оптимальное, обеспечивающее минимальные в масштабах страны затраты на перевозки, закрепление потребителей за поставщиками. В основном такая задача применялась для планирования перевозок массовых грузов: удобрений, строительных грузов, продукции машиностроения и т.п.

Целью задачи маршрутизации перевозок, например, на автомобильном транспорте являлась минимизация общего пробега транспортного средства в течение смены (дня или другого периода) посредством решения двух задач управления: во-первых, планирования ездок транспортных средств, выполняющих перевозки массовых грузов; во-вторых, планирования и организации движения при развозочных, сборных или развозочно-сборных маршрутах. Задача планирования ездок становилась актуальной в случае, когда автомобиль в течение смены (дня) должен перевезти груз от одного или нескольких отправителей нескольким получателям по маятниковым маршрутам. При развозке товаров со склада в магазины, сборе тары решалась задача коммивояжера (второй тип задач маршрутизации, в которой наиболее важным является порядок объезда пунктов маршрута).

В 1990-е гг. произошли коренные изменения в экономике страны, выразившиеся в снижении объемов производства, разукрупнении и приватизации предприятий, что привело к нарушению прежних связей между поставщиками и потребителями. Основная масса автотранспортных предприятий стала насчитывать не более 10 ед. подвижного состава, а в целом на транспорте обозначилась тенденция уменьшения объема перевозок. Например, при внутригородских перевозках автомобиль в 75- 80% случаях стал выполнять один рейс в течение одного рабочего дня, что сказалось на снижении трудоемкости диспетчеризации транспортного процесса. Параллельно происходила реструктуризация парка автомобилей в пользу малотоннажных и большегрузных транспортных средств.

По мере развития рыночной экономики для повышения эффективности транспортного процесса потребовались новые подходы к организации перевозок. Это привело к появлению нового направления, которое часто называют "транспортной логистикой". С развитием теории управления цепями поставок интегрированное управление всеми вопросами доставки товаров относится к задачам транспортировки в цепях поставок, которая включает в себя и вопросы транспортной логистики.

Для описания транспортных ситуаций, возникающих при планировании доставки, исходя из соотношения количества потребителей и поставщиков определены схемы организации перевозочного процесса (табл. 8.4).

Таблица 8.4.

На основе выделенных трех схем организации перевозочного процесса определяются задами, позволяющие получить оптимальный план доставки груза, а также порядок их решения.

Вопросы практики

В настоящее время в структуре грузооборота около 80% составляют мелкопартионные грузы, которые перевозятся, как правило, по маятниковым или по развозочным (сборным, сборно-развозочным) маршрутам. Опрос, проведенный авторами на ряде предприятий автомобильного транспорта, расположенных в Северо-Западном регионе России, позволил выявить наиболее распространенные схемы организации перевозок. Результаты опроса представлены в табл. 8.5.

Таблица 8.5. Схемы организации доставки: результаты опроса

Результаты опроса, представленные в табл. 8.5, показывают, что 52,0% предприятий выполняют перевозки по кольцевым развозочным или сборным маршрутам и 31% - по маятниковым маршрутам. Только 17% опрошенных представителей предприятий отметили сложную схему организации движения "несколько мест погрузки и разгрузки", 80% из которых занимаются междугородными перевозками, и указанная схема работы с заказчиками возникает из-за необходимости снизить транспортные издержки посредством увеличения степени использования автомобиля по грузоподъемности или грузовместимости.

Дальнейшие исследования и опросы перевозчиков и представителей других предприятий показали, что в настоящее время классическая транспортная задача решается только для крупных фирм, имеющих сеть складов или филиалов; средние и мелкие предприятия применяют транспортную задачу для уменьшения транспортных затрат при массовой перевозке сырья или готовой продукции. Решение задачи маршрутизации актуально и в настоящее время особенно при внутригородских перевозках.

2.5.1. Сущность и задачи
транспортной логистики

Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики .

Транспортная логистика решает следующие задачи:

  • создание транспортных систем;
  • совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • выбор способа транспортировки и транспортного средства;
  • определение рациональных маршрутов доставки.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.

2.5.2. Выбор вида транспорта

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта , оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта .

Существуют следующие виды транспорта:

  • железнодорожный;
  • морской;
  • внутренний водный (речной);
  • автомобильный;
  • воздушный;
  • трубопроводный.

Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в табл. 2.5.1.

Таблица 2.5.1

Сравнительная характеристика основных видов транспорта
Вид
транспорта
Достоинства Недостатки
Железно-
дорожный
  • Высокая провозная и пропускная способности.
  • Высокая регулярность перевозок.
  • Относительно низкие тарифы.
  • Значительные скидки для транзитных отправок.
  • Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния
  • Ограниченное число перевозчиков.
  • Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу.
  • Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок.
  • Низкая доступность к конечным точкам продаж.
  • Недостаточно высокая сохранность грузов
Автомо-бильный
  • Высокая доступность.
  • Возможность доставки груза «от двери до двери».
  • Высокая маневренность.
  • Высокая скорость доставки.
  • Возможность использования различных маршрутов и схем доставки.
  • Возможность отправки груза малыми партиями
  • Низкая производительность.
  • Зависимость от погодных и дорожных условий.
  • Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния.
  • Недостаточная экологическая чистота
Воздушный
  • Наивысшая скорость доставки грузов.
  • Высокая сохранность груза.
  • Наиболее короткие маршруты перевозок
  • Высокая себестоимость перевозок.
  • Высокая капиталоемкость.
  • Зависимость от погодных условий.
  • Недостаточная географическая доступность

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

  1. время доставки,
  2. частота отправлений груза,
  3. надежность соблюдения графика доставки,
  4. способность перевозить разные грузы,
  5. способность доставить груз в любую точку территории,
  6. стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

2.5.3. Организация внутренних перевозок

Грузопотоки и грузооборот

Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени . Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки – это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.

Грузооборот – основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (таб. 2.5.2).

Таблица 2.5.2

Шахматная ведомость грузооборота, т (условный пример)
Пункт отправления груза Пункт назначения Всего отправлено
груза, тыс.т
А Б В Г
А (склад комплектующих) - 10 12 8 30
Б (механический цех № 1) 11 - 2 13 26
В (механический цех № 2) 4 7 - - 11
Г (сборочный цех) 5 - 12 - 17
Всего прибыло груза, тыс.т 20 17 26 31 84

Планово-экономический расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота Q сут с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле

(2.5.1)

где Q г – годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т;

Д – число рабочих дней в году;

K н – коэффициент неравномерности перевозок (K н = 1,1÷3,0).

Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов на предприятии, напряженность грузопотоков, их направление . Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях. Построение эпюры, как это показано на рис. 2.5.1, начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт (в нашем случае вначале откладывается количество груза, следующего из А в Г, затем из Б в Г и т.д.).


Рис. 2.5.1. Построение эпюры

Расчет количества транспортных средств

Количество транспортных средств K тс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле

где Q – грузооборот за расчетный период, т;

q ч – часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, ч;

Т Т – время работы транспортного средства в течение планового периода.

Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле

где q н – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;

K гр – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;

Т тр – транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.

Организация и планирование перевозок

Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.

В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам . Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая – при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.

При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном маршруте – перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут . Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами.

Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.

При разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ :

  • порядок обеспечения тарой;
  • оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;
  • закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.

Планирование перевозок состоит из трех этапов:

  1. технико-экономическое планирование;
  2. календарное планирование;
  3. диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.

Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.

Оперативное руководство ходом транспортных работ , контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений.

2.5.4. Терминальные перевозки

Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой . В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основные функции этих терминалов:

  • маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;
  • оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;
  • сбор и развоз грузов;
  • краткосрочное хранение;
  • консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
  • информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.

В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки («очистки») грузов.

Специализированные терминалы осуществляют операции транпортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.

Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов: завоз грузов на терминал и развоз их с терминала; грузопереработка на терминале; линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

2.5.5. Транспортные тарифы

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов . Тарифы включают в себя:

  • плату, взыскиваемую за перевозку грузов;
  • сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
  • правила исчисления платы и сборов.
  • транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
  • покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.

На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы .

Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

  • сдельные на перевозку грузов;
  • на повременное пользование грузовыми автомобилями;
  • за перегон подвижного состава;
  • договорные и др.

На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса и объемный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомобиля и др.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.

Вопросы для повторения

  1. Задачи, решаемые транспортной логистикой.
  2. Факторы, влияющие на выбор транспортных средств.
  3. Понятия грузопотока и грузооборота.
  4. Порядок расчета транспортных средств.
  5. Маршрутизация перевозок.
  6. Планирование перевозок.
  7. Функции грузовых терминалов.
  8. Экономический смысл и состав транспортных тарифов.

Подробный бизнес план грузоперевозки, представленный в этой статье, позволит наметить четкий путь реализации и развития данного дела.

Капитальные инвестиции: от 1 185 000 рублей.
Окупаемость: 1,5-2 года.

Далеко не всегда бизнес план грузоперевозки будут составлять те, кто действительно досконально разбирается в данной сфере.

Чаще предприниматели просто видят потенциал и высокую рентабельность такого направления.

А те, кто сам поработал грузчиком и вдруг решил заработать денег без всякого плана, совершает ошибку.

Он необходим обязательно.

Иначе нельзя получить кредитные средства или инвестиции на открытие и развитие.

А даже если капитал вы используете исключительно свой, только расписанный на бумаге план позволит наметить четкий путь реализации и развития.

Цели бизнес плана грузоперевозки

«Открывать» бизнес план грузоперевозки должна информация о том, чем вообще будет заниматься фирма.

На данный момент существует несколько основных услуг:

  • сопровождение переездов частных и юридических лиц (дома, квартиры, офисы, дачи);
  • грузоперевозки коммерческой продукции;
  • отправка крупных грузов;
  • предоставление персонала для выполнения погрузочных и разгрузочных работ;
  • менее популярная услуга, чем вышеперечисленные – хранение грузов.

От перечня предоставляемых услуг зависит штат фирмы, количество и виды служебных автомобилей, а также размер потенциальной выручки.

Разумеется, чем больший выбор вы предоставите своим клиентам, тем лучше.

Маркетинговый раздел бизнес плана грузоперевозки

Маркетинговая стратегия – важный раздел не только бизнес плана грузоперевозки, но и предпринимательского дела в целом.

Как правило, начинают с исследования актуальности выбранного направления.

Про конкретно перевозку грузов можно заявить уверенно: это актуально и востребовано.

Услугу заказывают частные лица, предприятия, корпоративные сети.

Заказчикам важно, чтобы груз доставлялся максимально быстро и аккуратно.

Актуальность бизнеса пропадет только тогда, когда исчезнет необходимость перевозить грузы из точки А в точку Б.

Вы можете представить такую ситуацию?

Если даже товары первой необходимости (хлеб, медикаменты, так далее) нужно привозить в магазины с производств.

Все это указывает на то, что развивать предприятие в данной сфере – это актуальная идея.

Конкурентные преимущества вашей грузоперевозки

В нынешних условиях высокой конкуренции для открытия грузоперевозки и продвижения бизнеса нужно чем-то выделяться среди других.

Разумеется, предприниматель сам определяет сильные стороны предприятия.

Но среди потенциальных вариантов можно использовать:

  • обширный автопарк – есть возможность подобрать авто под конкретную задачу или пожелания заказчика;
  • обслуживание любых клиентов – как физических, так и юридических;
  • дополнительные бонусы – к примеру, бесплатная упаковка;
  • система отслеживания перевозимых грузов;
  • круглосуточное время работы;
  • введение смежных дополнительных услуг и прочие.

Как рекламировать грузоперевозки?

Чтобы подобрать варианты рекламы для грузоперевозки, предприниматель должен четко представлять свою целевую аудиторию.

В данной сфере речь идет про людей среднего и высокого класса, возрастной категории 25-45 лет.

В бизнес плане грузоперевозки вы должны осветить рекламные методы, которые позволят привлечь данную аудиторию к использованию ваших услуг.

Это могут быть такие способы:

  • напечатайте партию визиток с хорошим дизайном;
  • распространите визитки или листовки среди знакомых, в местах скопления потенциальных клиентов, отдавайте тем, кто уже воспользовался вашими услугами;
  • закажите разработку сайта (как правило, одностраничника вполне хватит для нужд небольшой фирмы грузоперевозок);
  • продвигайте сайт с помощью контекстной рекламы.

А лучший метод продвижения для любого бизнеса – это сарафанное радио.

План открытия грузоперевозок

Теоретическая часть бизнес плана, посвященная анализу информации – это только подготовка к переходу к практическим данным.

Рассмотрим поэтапно все, что касается организации фирмы грузоперевозок.

Регистрация бизнеса на грузоперевозках

Открыть бизнес на грузоперевозках можно после того, как вы зарегистрируете ИП.

Это простой процесс, для которого достаточно обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства, имея при себе паспорт.

Если сделать самостоятельно это нет возможности, реально сделать все с помощью посредников.

Однако в случае, если вас останавливает страх перед запутанностью процедуры, не переживайте!

Оформить ИП действительно просто, а такой опыт явно не станет лишним.

Также вам нужно будет выбрать один из вариантов налогообложения:

  • упрощенная система – самый популярный вариант для малого бизнеса;
  • общая система – оплачивать все налоги в полном размере для начинающей компании грузоперевозок слишком разорительно;
  • единый налог – вариант для крупных организаций по грузоперевозке с обширным штатом и автопарком.

Выбор помещения для офиса

Грузоперевозки – это не та сфера бизнеса, для которой большое значение имеет местоположение офиса.

Тем не менее, одно можно сказать точно — офис должен быть.

Работать диспетчером в собственной квартире, возможно, удобно.

Но если вы планируете серьезный бизнес, то подходить к реализации нужно также по-серьезному.

Необязательно приобретать помещение.

Достаточно снять квадратные метры в аренду.

Теоретически, для телефонных переговоров достаточно выбрать офис в каком-нибудь call-центре.

Но если вы планируете обслуживать корпоративных клиентов, стоит снять отдельное помещение.

Ведь к вам могут приехать для обсуждения каких-либо деталей или подписания бумаг.

Бизнес план грузоперевозки: какое необходимо оборудование?


В бизнес плане необходимо отобразить оборудование, без покупки которого не обойдется организация бизнеса.

Сюда входит техника для офиса, а главное – автомобиль.

Выбор авто для грузоперевозок полностью зависит от того, какие услуги вы планируете предоставлять и какие грузы перевозить.

Наиболее популярный выбор для обычных грузоперевозок – это привычные «Газели».

Хотя для мебели и других габаритных перевозок чаще используют «ЗИЛ».

А вот некоторые товары требуют наличие особых условий перевозки в кузове (к примеру, скоропортящиеся продукты).

Персонал для грузоперевозки

В бизнес плане грузоперевозки отражают состав штата, уровень зарплат работников, даже включают предполагаемые премии и увеличение ставки.

Для небольшой начинающей организации достаточно нанять 2 водителей, диспетчера и грузчика.

Соответственно, при желании масштабировать бизнес, штат будет увеличиваться.

Финансовый раздел бизнес плана грузоперевозки

Финансовый раздел бизнес плана – самая важная часть.

Без анализа и подготовки организовать прибыльный бизнес очень сложно.

Но без понимания того, сколько денег вам потребуется, по грузоперевозкам вообще нельзя.

Тем более, если вы собираетесь привлекать кредитные средства или искать содействия инвесторов.

Инвестиции в старт в бизнес плане грузоперевозки

Рассмотрим, какие капитальные вложения необходимы для старта бизнеса.

В данном примере грузоперевозки будет рассмотрен мини-формат с использованием одного грузового авто, двух водителей, работающих посменно, одного диспетчера и грузчика.

А чтобы иметь успех в бизнесе по грузоперевозкам,

Окупаемость по бизнес плану грузоперевозки

В разделе бизнес плана, посвященному расчету стартовых капиталовложений, рассматривается рабочая схема с использованием одного автомобиля.

Это позволяет организовать бизнес при относительно небольших затратах, а окупить их за 1,5 – 2 года работы.

При этом если вы будете не приобретать авто, а использовать их в аренду, срок окупаемости будет меньше.

Если вы располагаете более солидной суммой капитальных инвестиций и рассчитываете запускать в работу несколько авто, суммы и сроки будут другими.

При расчетах необходимо будет отталкиваться не только от финансового раздела бизнес плана, но и от местоположения офиса, используемой рекламной стратегии и прочего.

Грузоперевозки – это действительно прибыльная и перспективная идея.

Востребованы услуги, как в мегаполисах, так и маленьких городках, независимо от времени года и прочих факторов.

Однако такие условия привели к возникновению высокой конкуренции, как среди фирм только начинающих деятельность, так и «гигантов» рынка.

Чтобы обойти других, вам нужно суметь выделить конкурентные преимущества и грамотно организовать работу.

Справиться с этим можно с легкостью, если серьезно обдумать бизнес план грузоперевозки и следовать ему.

Если вам кажется, что составить его самостоятельно не получится, можно делегировать эту задачу специалистам.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту